Борьба с утомлением физкультура

Отдых следует рассматривать в связи с деятельностью, т. е. с трудом, учением, игрой, спортом. Отдых далеко не всегда означает состояние недеятельности, чаше отдых выражается в такой деятельности, которая в каждом конкретном случае способствует восстановлению прежнего состояния готовности к труду.

Человек в процессе своей жизни нуждается в труде, отдыхе, удовлетворении своих физических и интеллектуальных потребностей. Процесс труда, как указывает К. Маркс, есть вечное, естественное условие человеческой жизни.

Отдых неотделим от труда, он должен восстанавливать работоспособность, укреплять волю к труду. На отдых поэтому надо смотреть как на один из факторов повышения производительности труда, а производительность труда, как говорил В. И. Ленин, — «в последнем счёте, самое важное, самое главное для победы нового общественного строя» ( В. И. Ленин. Соч., т. XXIV, стр. 342. Изд. 3-е). «Социализм, — говорит Иосиф Виссарионович Сталин, — может победить только на базе высокой производительности труда, более высокой, чем при капитализме» ( И. Сталин. Вопроси ленинизма, стр. 494. Изд. 11-е).

Отдых необходимо рассматривать как средство устранения утомления и его последствий. Утомление — одна из главных причин снижения работоспособности. Оно проявляется во временном ослаблении возможности высококачественного и высококоличественного выполнения работы. Однако не всякое снижение работоспособности следует относить за счёт утомления: причиной такого снижения может быть, например, заболевание. Надо различать усталость и утомление.

Усталость можно понимать как субъективно воспринимаемую сторону утомления. Усталость иногда ощущается даже в том случае, когда ей предшествовала самая незначительная работа или когда длительность и интенсивность работы явно не соответствуют степени появившегося чувства усталости.

Работа, не отвечающая интересам или плохо организованная, нередко приводит к чувству усталости гораздо скорее, чем более трудная, но захватывающая нас работа или работа, хорошо организованная. В условиях социалистического общества, создающего у трудящихся величайший пафос труда, всё меньше и меньше остаётся возможностей для возникновения усталости на почве несоответствия работы склонностям и способностям человека.

Иногда наблюдается такое состояние организма, при котором нет выраженной усталости, но несколько снижается возможность активной, энергичной деятельности. В таких случаях говорят о временной общей слабости.

Слабость в большинстве случаев выражается в невозможности работать с такой продуктивностью, продолжительностью, как ранее, или как это происходит у других людей при сходных условиях. Со слабостью надо бороться оздоровительными мерами.

Рассмотрим, что такое физическое утомление с точки зрения физиологии.

Хотя природа утомления ещё недостаточно выяснена, но некоторые факты и экспериментальные данные проливают свет на сущность утомления и дают основания для практических выводов. Существовала теория, считающая утомление следствием «засорения» организма продуктами обмена веществ — «шлаками».

В частности, при утомлении мышц такое засорение приписывалось молочной кислоте. Однако это было опровергнуто экспериментальными данными.

Была выдвинута теория, объяснявшая утомление появлением. в крови особого токсина. Но экспериментально было доказано, что и эта теория неверна.

Существуют теории, объясняющие утомление: 1) исчерпанием энергетических запасов, 2) изменением концентрации в крови кальция, калия, угольной кислоты, водородных ионов, 3) изменением проницаемости клеточных мембран, 4) сигнализацией вегетативной нервной системы о наступлении опасности перерасхода энергетических запасов, 5) изменением структуры тканей, — и другие теории.

Однако ни одна из этих теории, взятая в отдельности, не могла выяснить сущность целого ряда важных особенностей утомления, в частности, эти теории не в состоянии были удовлетворительно объяснить следующие факты:

1. Влияние эмоции: более быстрое утомление при отрицательных эмоциях и снятие, отодвигание утомления при положительных эмоциях.

2. Усиление работы мышц при переутомлении, проявляющееся в спазмах, судорогах, вместо ожидаемого ослабления работы мышц.

3. Бессонницу после мозгового переутомления, тогда как в согласии с токсической теорией утомления должна была бы наблюдаться скорее склонность к сонливости.

4. Более выраженное утомление и быстрое его наступление при статических мышечных напряжениях, при которых процесс обмена в мышцах слабее, чем при динамической работе.

5. Неутомительность статической мышечной работы при некоторых заболеваниях, например, кататонической форме шизофрении и др.

6. Отсутствие утомления при определённых заболеваниях, вызывающих обилие непроизвольных движений, например, «дрожание» паркинсоников. Характерно, что при этом не наблюдается сколько-нибудь заметного увеличения обмена.

7. Утомление, которое может быть вызвано внушением, в частности, при внушении мысли о выполнении тяжёлой работы.

Советскими учёными, работающими над вопросами утомления, были экспериментально установлены некоторые весьма интересные особенности утомления, а именно:

1) разнообразными воздействиями на центральную нервную систему можно влиять на работоспособность человека как в сторону её повышения, так и понижения;

2) наступившее утомление может быть снято воздействием на центральную нервную систему, в результате чего работоспособность не только восстанавливается, но и повышается.

В согласии с принятыми некоторыми советскими учёными выводами утомление можно рассматривать как следствие нарушения координации многих функций организма. Роль центральной нервной системы и в особенности коры головного мозга в возникновении и устранении утомления, являясь основной, выражается в воздействии на свойства органов и тканей. С этой точки зрения, при снятии утомления путём влияния на эмоции имеет место действительное устранение утомления, а не мнимое.

Такие теоретические выводы о природе утомления, несмотря на то, что они ещё недостаточно совершенны, представляют интерес не только с познавательной, но и с практической точки зрения. Эта теория центральной природы утомления в известной мере объясняет тот факт, что нередко пожилые люди (крупные руководители Общественной и политической жизни, деятели науки и искусства и т. д.) могут работать в своей любимой области по 10-12 часов ежедневно в течение длительного периода без вреда для здоровья.

Всё же до сего времени и среди советских учёных нет ещё полного единогласия в понимании утомления.

Так, виднейший русский физиолог Л. Л. Ухтомский иначе представлял себе механизм утомления. Он считал, что снимать субъективную сторону утомления не значит устранять самый фактор возникновения утомления. Он писал: «. подходящая срочная эмоция, бодрящее слово, музыка не снимают, а маскируют утомление, и следы его могут сказаться через несколько месяцев» ( Л. Л. Ухтомский. Современное состояние проблемы утомления. Тезисы на V. Всесоюзном съезде физиологов. 1934).

В связи с тем, что утомление в большей степени зависит от психических и социальных факторов, вопросы утомления выходят далеко за пределы физиологии и становятся социальной проблемой первостепенной важности.

Умственное утомление изучалось и изучается многими учёными, но до сего времени природа его неясна. В высказываниях ряда советских исследователей, занимавшихся этим вопросом в последние годы, можно найти указание на то, что в возникновении умственного утомления играет немалую роль работа органов чувств. Доказано, что при умственном утомлении в первую очередь снижается чувствительность органов чувств. В то же время давно установлено, что все органы чувств между собою связаны и что, воздействуя на один, можно изменить чувствительность других (И. М. Сеченов). Известно, что при сильном умственном или физическом утомлении иногда наблюдается состояние гиподинамии, выражающееся в ослаблении деятельности всех органов и систем человеческого тела. Воздействием на вегетативную нервную систему можно уменьшить гиподинамию.

Профессор Г. X. Кекчеев на основании экспериментальных работ рекомендует некоторые практические приёмы, помогающие бороться с утомлением. Он показал, что:

1) обтирание холодной водой лица, затылка увеличивает чувствительность слуха, повышает световую чувствительность и т. д.;

2) «физкультпауза», состоящая из лёгких физических упражнений в течение 1 минуты, повышает чувствительность органов чувств приблизительно на 30% на срок от 1 до 1,5 часа;

3) форсированное дыхание, способствующее гипервентиляции лёгких (глубокий вдох и сильный выдох — 8 дыханий в минуту), также улучшает работу органов чувств.

Эти приёмы могут быть полезны для борьбы с утомлением и в пожилом возрасте, за исключением форсированного дыхания, ибо гипервентиляция без предварительных физических упражнений может принести не пользу, а вред.

Значительно более ценным для пожилого возраста надо признать такие средства борьбы с утомлением, как смена одной умственной работы другой, хорошо знакомой и приятной для данного человека работой, кратковременный пассивный отдых, специальная тренировка и определённые условия организации труда. Обо всём этом будет сказано в дальнейшем подробно.

Не следует проводить резкого разграничения понятий умственного и физического утомления. Между умственным и физическим; трудом у нас в Советском Союзе с каждым днём всё больше и больше уничтожается противоположность. Поэтому и меры борьбы с утомлением не разграничиваются в такой степени, как это имело; место для периода, когда между физическим и умственным трудом лежала огромная пропасть.

Профилактика утомления имеет большое значение. Считается целесообразным не только принимать меры к отдалению момента наступления утомления, но всячески стремиться к тому, чтобы предупредить возникновение утомления, поддерживая работоспособность всегда на высоком уровне.

Средствами предупреждения утомления являются: упражнение, тренировка, выработка выносливости, создание соответствующей внешней обстановки, высокий уровень организации труда, общность целей в коллективном труде и основанная на этой общности дружеская, товарищеская атмосфера взаимопомощи. Немалую роль в предупреждении утомления играет привыкание — приспособление к лучшему выполнению данной работы, появляющееся в результате накопления опыта, образующегося вследствие большого келичества повторений. Привыкание к работе тесно связано с выработкой навыков.

Упражнение характеризуется не только многократным повторением определённых действий, но целенаправленным характером этих действий в отношении наиболее быстрого приобретения высоких умений.

Благодаря привыканию и упражнению вырабатываются автоматизированные действия, производимые без большого напряжения, лишь при участии сознательного контроля. Подобные действия совершаются с особой уверенностью и точностью и разгружают внимание, освобождая его для решения более важных задач, встречающихся во время исполнения данной работы.

В процессе упражнения мы учимся анализировать собственные действия, правильно расчленять их на составные части, устанавливать рациональные способы работ, избавляться от всего лишнего.

В результате упражнений вырабатываются не только узкие специфические уменья, но и обобщённые приёмы, делающие человека вообще более умелым во многих отношениях.

Эффективность упражнений увеличивается в том случае, если упражняющийся знает, какими должны быть результаты, и может производить самооценку своих достижений, постоянно корректируя их.

Тренировку можно рассматривать как упражнение в определённых действиях (работе), в исполнении которых уже имеется высокое уменье в целях дальнейшего наивысшего совершенствования. При тренировке применяются различные средства для повышения психофизических качеств упражняющегося, соблюдаются определённые условия жизненного режима и соответствующие гигиенические правила.

Соответствующая внешняя обстановка труда, порядок, организованность сильно облегчают работу и отдаляют наступление утомления.

Большое значение для предупреждения и для ослабления утомления имеют своевременный подбор материала и чёткое его расположение. Каждая часть материала, каждый инструмент должны иметь своё постоянное место.

Пожилой работник должен держать свои знания в постоянной мобилизационной готовности. Ему надо уметь дать совет, указания, консультацию. Поэтому всё относящееся к специальности следует целесообразно записывать, вести дневники, конспекты. Надо своевременно узнавать все новые достижения в области своей профессиональной работы и старательно их фиксировать и систематизировать.

Необходимо всегда тщательно проверять законченную работу. Без проверки работу нельзя считать завершённой. «Небрежный человек всё делает вдвойне», — говорил А. В. Суворов. Такая организация работы обеспечивает хорошее качество и уменьшает утомление. В условиях социалистического труда сохранение способности к большой, длительной и интенсивной работе в основном определяется свойствами советских людей: высокой идейной направленностью, сознанием социальной ценности данного труда для великого дела строительства коммунистического общества, Для блага, процветания и могущества нашей Родины.

Пожилому человеку надо создать определённые условия, для того чтобы он мог полноценно реализовать свои трудовые возможности. Эти условия вовсе не должны заключаться в сокращении времени или в упрощении и облегчении его труда. Это нужно только старикам-инвалидам, равно как и инвалидам любого возраста. Прежде всего важно обеспечить подходящую внешнюю обстановку: достаточный свет, чистый воздух, своевременное питание. Всё это необходимо для всякой работы, но в отношении пожилых людей подобные требования должны быть особо подчёркнуты.

Само собой разумеется, следует всё сделать, чтобы создать здоровую психическую атмосферу для коллективной работы. Великий физиолог И. П. Павлов говорил: «В том коллективе, которым мне приходится руководить, всё делает атмосфера» ( Из письма И. П. Павлова комсомольцам — будущим учёным). Нарушение этого условия тяжело отражается на нервной системе, а Ю1 сюда и на производительности труда.

Перегрузка добавочной, новой, незнакомой работой, не связанной с основной деятельностью, является для пожилого человека сильным источником утомления. Всякое нарушение привычного режима труда особенно отрицательно сказывается на работоспособности людей пожилого возраста.

источник

Методы борьбы с утомлением стали разрабатываться практически одновременно с теориями утомления.

Борьба с утомлением осуществляется на производстве, в учебных заведениях и быту.

На производстве это осуществляется путем внедрения рациональных режимов труда и отдыха, эргономических рекомендация по организации рабочего места, панелей и пультов управления, рациональным распределением функций между человеком и машиной (это так называемая научная организация труда — НОТ). Кроме того, разработаны комплексы производственной гимнастки для различных категорий работников (Смотри список литературы, № 12-16). На первый взгляд это невероятно и фантастично, но простые упражнения способны повлиять и на работоспособность человека и его здоровье.

В учебной деятельности, в частности в школе, это осуществляется через внедрение в учебно-педагогический процесс различных педагогических технологий (здоровье сберегающих, личностно-ориентированных и т. д.). Мощным средством борьбы с утомлением в учебной деятельности в целом и спорте, в частности, является тренировка, которая предусматривает формирование оптимальных функциональных систем, обеспечивающих минимальное расходование физиологических резервов при заданной интенсивности, упрочение навыков, правильное распределение микропауз и перерывов в работе. Так, например, перерывы между уроками, учебными занятиями не должны быть менее 10 минут, т. к. это минимальное время, которое нужно организму человека для перестройки с одного вида деятельности на другой. В течение учебного дня предпочтительнее дать учащимся две больших перемены (по 20 минут), нежели одну (30-40 минут). Чтобы избежать перегрузки учащихся и как следствие их утомления и переутомления, при составлении расписания также учитываются сложность изучаемого предмета, его положение в расписании на день и на неделю, количество уроков в день и неделю. Так наиболее продуктивными учебными днями, сточки зрения психологов и физиологов, являются среда и четверг, а часами — 2-3 уроки.

В быту проблему переутомления призвано решить улучшение условий обитаемости. Например, нежелательно, чтобы человек добирался на работу или с работы транспортом более 45 мин, т. к. после этого времени начинает развиваться так называемая «транспортная усталость». Человек не должен тратить на походы по магазинам и другим предприятиям бытовых услуг ежедневно более 1,5-2 часов, добираясь домой с работы. У себя дома каждый человек решает проблем преодоления усталости самостоятельно, покупая различную бытовую технику, облегчающую труд и экономящую наше время. Но, кстати, если человек не будет дома заниматься физическим трудом да еще и на работе будет преимущественно заниматься умственной деятельность — грозит ему гиподинамией. С ней связано повышение веса, рост сердечно-сосудистых заболеваний. Таким образом, в объеме физических и умственных нагрузок должна быть «золотая середина».

Читайте также:  Отдых и сон показаны и необходимы при каком утомлении

Серьезное значение в борьбе с переутомлением имеет эмоциональное и мотивационное содержание деятельности. Чем значимее мотивы труда, тем позже наступает усталость, особенно если это мотивы высокого социального значения или они имеют соревновательный характер. Они обуславливают интерес к работе, творческое отношение к ней. Положительные эмоции обеспечивают быстрое включение в ритм трудовой деятельности, способствуют сохранению оптимальной работоспособности, более полной мобилизации физиологических резервов организма.

Занятия физической культурой и спортом, правильный размеренный образ жизни и питания, душевное равновесие — вот слагаемые долголетия, сохранения здоровья и работоспособности. Плановость и организованность позволят достичь наивысшей работоспособности и избежать утомления. Известный академик Н.Е. Введенский, автор одной из теорий утомления, писал: «Каждый молодой организм в нормальных условиях носит в себе огромный запас сил и энергии».

источник

Проблема восстановления (реабилитации) организма при занятии физкультурой. Значительные по объему и интенсивности тренировочные нагрузки, которые предъявляют исключительно высокие требования к организму спортсмена. Восстановление работоспособности.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Департамент образования и науки

Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение государственный колледж»

Физическая культура как средство борьбы от переутомления и низкой работоспособности

Раздел 1. Врачебный контроль и самоконтроль

Раздел 2. Утомление при физической и умственной работе. Восстановление

Раздел 3. Восстановление работоспособности после тренировки. Тренировочная нагрузка. Критерии переутомления

Раздел 4. Средства восстановления

Список использованных источников

Проблема восстановления (реабилитации) организма при занятии физкультурой так же важна, как и сама тренировка, поскольку невозможно достичь высоких результатов только за счет увеличения объема и интенсивности нагрузок. В связи с этим методы восстановления и снятия утомления у спортсменов приобретают первостепенное значение.

Характерной чертой современного спорта являются значительные по объему и интенсивности тренировочные нагрузки, которые предъявляют исключительно высокие требования к организму спортсмена. Нередко тренировочные занятия проводятся, к сожалению, на фоне хронического утомления. Частые физические перегрузки приводят к перенапряжению локомоторного аппарата и к различным предпатологическим и патологическим состояниям. Это имеет место в тех случаях, когда организация тренировочного процесса не отвечает научным требованиям и нагрузки не соответствуют возрастным и индивидуальным возможностям (особенностям) спортсмена. В комплекс восстановительных мероприятий входят самые разнообразные средства — рациональное построение тренировки, массаж, фармакологические средства, аутогенная тренировка, кислородные коктейли и др. реабилитация физкультура тренировочный

Особое значение приобретает изучение закономерностей восстановительных процессов, характера утомления и методов, повышающих эффективность восстановления и активного отдыха. Разумное применение средств восстановления в тренировочном (соревновательном) режиме возможно при четком понимании тренером, врачом, спортсменом сути утомления, его характера, особенностей вида спорта.

Умелое сочетание всех форм восстановления на различных этапах учебно-тренировочного процесса является залогом эффективности тренировочного процесса, дает возможность избежать неблагоприятных последствий от тренировочных нагрузок.

Раздел 1. Врачебный контроль и самоконтроль

В связи с возможностью варьировать величину тренировочных нагрузок (начиная с ходьбы) в широких пределах, абсолютные противопоказания к тренировке на выносливость весьма ограниченны:

· врожденные пороки сердца и стеноз (сужение) предсердно-желудочкового отверстия;

· сердечная или легочная недостаточность любой этиологии;

· выраженная коронарная недостаточность, проявляющаяся в покое или при минимальной нагрузке;

· хронические заболевания почек;

· высокое артериальное давление (200/120 мм рт. ст.), которое не удается снизить с помощью гипотензивных средств;

· ранний период после перенесенного инфаркта миокарда (3-6 месяцев и более в зависимости от тяжести заболевания);

· выраженные нарушения сердечного ритма (мерцательная аритмия и т. д.);

· гиперфункция щитовидной железы (тиреотоксикоз).

Занятия физкультурой временно противопоказаны также после любого острого заболевания или же обострения хронической болезни. Важным средством врачебного контроля является диагностика УФС путем проведения субмаксимальной велоэргометрической пробы, определяющей верхний уровень толерантности (переносимости) физической нагрузки. Динамика этих показателей в процессе врачебного контроля объективно отражает изменения функционального состояния организма и эффективность использования оздоровительных программ. Дополнительная ценная информация при медицинском осмотре будет получена также при измерении артериального давления, записи ЭКГ в покое и после нагрузки, определении ЖЕЛ и массы тела.

Не менее важное значение при решении вопроса о дозировке тренировочных нагрузок, их эффективности имеет и грамотный самоконтроль, который позволяет занимающимся оперативно и регулярно контролировать текущее функциональное состояние. Он включает определение объективных показателей деятельности сердечно-сосудистой системы и оценку субъективных ощущений. Основным объективным критерием переносимости и эффективности тренировки является ЧСС. Величина ЧСС, полученная за первые 10 с после окончания нагрузки, характеризует ее интенсивность. Она не должна превышать средних значений для данного возраста и уровня тренированности.

Суммарным показателем величины нагрузки (объем плюс интенсивность) является величина ЧСС, изморенная через 10 и 60 мин после окончания занятия. Через 10 мин пульс не должен превышать 96 уд/мин, а через 1 ч должен быть на 10-12 уд/мин выше до рабочей величины. Например, если до начала бега пульс был 60 уд/мин, то в случае адекватности нагрузки через 1 ч после финиша он должен быть не более 72 уд/мин. Если же в течение нескольких часов после тренировки значения ЧСС значительно выше исходных, это свидетельствует о чрезмерности нагрузки, значит, ее необходимо уменьшить. Длительное увеличение ЧСС обычно наблюдается после преодоления марафонской дистанции.

Объективные данные, отражающие суммарную величину тренировочного воздействия на организм и степень восстановления, можно получить, ежедневно подсчитывая пульс утром после сна, в положении лежа. Если его колебания не превышают 2-4 уд/мин, это свидетельствует о хорошей переносимости нагрузок и полном восстановлении организма. Если же разница пульсовых ударов больше этой величины, это сигнал начинающегося переутомления; в этом случае нагрузку следует немедленно уменьшить.

Раздел 2. Утомление при физической и умственной работе. Восстановление

Любая мышечная деятельность, занятия физическими упражнениями, спортом повышают активность обменных процессов, тренируют и поддерживают на высоком уровне механизмы, осуществляющие в организме обмен веществ и энергии, что положительным образом сказывается на умственной и физической работоспособности человека. Однако при увеличении физической или умственной нагрузки, объема информации, а также интенсификации многих видов деятельности в организме развивается особое состояние, называемое утомлением.

Утомление — это функциональное состояние, временно возникающее под влиянием продолжительной и интенсивной работы и приводящее к снижению ее эффективности. Утомление проявляется в том, что уменьшается сила и выносливость мышц, ухудшается координация движений, возрастают затраты энергии при выполнении работы одинакового характера, замедляется скорость переработки информации, ухудшается память, затрудняется процесс сосредоточения и переключения внимания, усвоения теоретического материала. Утомление связано с ощущением усталости, и в то же время оно служит естественным сигналом возможного истощения организма и предохранительным биологическим механизмом, защищающим его от перенапряжения. Утомление, возникающее в процессе упражнения, это еще и стимулятор, мобилизующий как резервы организма, его органов и систем, так и восстановительные процессы.

Утомление наступает при физической и умственной деятельности. Оно может быть острым, т.е. проявляться в короткий промежуток времени, и хроническим, т.е. носить длительный характер (вплоть до нескольких месяцев); общим, т.е. характеризующим изменение функций организма в целом, и локальным, затрагивающим какую-либо ограниченную группу мышц, орган, анализатор. Различают две фазы утомления: компенсированную (когда нет явно выраженного снижения работоспособности из-за того, что включаются резервные возможности организма) и некомпенсированную (когда резервные мощности организма исчерпаны, и работоспособность явно снижается). Систематическое выполнение работы на фоне недовосстановления, непродуманная организация труда, чрезмерное нервно-психическое и физическое напряжение могут привести к переутомлению, а, следовательно, к перенапряжению нервной системы, обострениям сердечно сосудистых заболеваний, гипертонической и язвенным болезням, снижению защитных свойств организма. Физиологической основой всех этих явлений является нарушение баланса возбудительно-тормозных нервных процессов. Умственное переутомление особенно опасно для психического здоровья человека, оно связано со способностью центральной нервной системы долго работать с перегрузками, а это в конечном итоге может привести к развитию запредельного торможения, к нарушению слаженности взаимодействия вегетативных функций.

Устранить утомление возможно, повысив уровень общей и специализированной тренированности организма, оптимизировав его физическую, умственную и эмоциональную активность.

Профилактике и отдалению умственного утомления способствует мобилизация тех сторон психической активности и двигательной деятельности, которые не связаны с теми, что привели к утомлению. Необходимо активно отдыхать, переключаться на другие виды деятельности, использовать арсенал средств восстановления.

Восстановление — процесс, происходящий в организме после прекращения работы и заключающийся в постепенном переходе физиологических и биохимических функций к исходному состоянию. Время, в течение которого происходит восстановление физиологического статуса после выполнения определенной работы, называют восстановительным периодом. Следует помнить, что в организме, как во время работы, так и в предрабочем и послерабочем покое, на всех уровнях его жизнедеятельности непрерывно происходят взаимосвязанные процессы расхода и восстановления функциональных, структурных и регуляторных резервов. Во время работы процессы диссимиляции преобладают над ассимиляцией и тем больше, чем значительнее интенсивность работы и меньше готовность организма к ее выполнению.

В восстановительном периоде преобладают процессы ассимиляции, а восстановление энергетических ресурсов происходит с превышением исходного уровня (сверхвосстановление, или суперкомпенсация). Это имеет огромное значение для повышения тренированности организма и его физиологических систем, обеспечивающих повышение работоспособности.

Схематически процесс восстановления можно представить в виде трех взаимодополняющих звеньев:

· устранение изменений и нарушений в системах нейрогуморального регулирования;

· выведение продуктов распада, образующихся в тканях и клетках работавшего органа, из мест их возникновения;

· устранение продуктов распада из внутренней среды организма.

В течение жизни функциональное состояние организма периодически меняется. Такие периодические изменения могут происходить в короткие интервалы и в течение длительных периодов. Периодическое восстановление связано с биоритмами, которые обусловлены суточной периодикой, временем года, возрастными изменениями, половыми признаками, влиянием природных условий, окружающей среды. Так, изменение временного пояса, температурных условий, геомагнитные бури могут уменьшить активность восстановления и ограничить умственную и физическую работоспособность.

Различают раннюю и позднюю фазу восстановления. Ранняя фаза заканчивается через несколько минут после легкой работы, после тяжелой — через несколько часов; поздние фазы восстановления могут длиться до нескольких суток.

Утомление сопровождается фазой пониженной работоспособности, а спустя какое-то время может смениться фазой повышенной работоспособности. Длительность этих фаз зависит от степени тренированности организма, а также от выполняемой работы.

Функции различных систем организма восстанавливаются не одновременно. К примеру, после длительного бега первой возвращается к исходным параметрам функция внешнего дыхания (частота и глубина); через несколько часов стабилизируется частота сердечных сокращений и артериальное давление; показатели же сенсомоторных реакций возвращаются к исходному уровню спустя сутки и более; у марафонцев основной обмен восстанавливается спустя трое суток после пробега.

Рационально сочетать нагрузки и отдых необходимо для того, чтобы сохранить и развить активность восстановительных процессов. Дополнительными средствами восстановления могут быть факторы гигиены, питания, массаж, биологически активные вещества (витамины). Главный критерий положительной динамики восстановительных процессов — готовность к повторной деятельности, а наиболее объективным показателем восстановления работоспособности служит максимальный объем повторной работы. С особой тщательностью необходимо учитывать нюансы восстановительных процессов при организации занятий физическими упражнениями и планировании тренировочных нагрузок. Повторные нагрузки целесообразно выполнять в фазе повышенной работоспособности. Слишком длинные интервалы отдыха снижают эффективность тренировочного процесса. Так, после скоростного бега на 60-80 м кислородный долг ликвидируется в течение 5-8 мин. Возбудимость же центральной нервной системы в течение этого времени сохраняется на высоком уровне. Поэтому оптимальным для повторения скоростной работы будет интервал в 5-8 мин.

Чтобы ускорить процесс восстановления, в спортивной практике используется активный отдых, Т.е. переключение на другой вид деятельности.

Раздел 3. Восстановление работоспособности после тренировки. Тренировочная нагрузка. Критерии переутомления

После прекращения физической работы происходят обратные изменения в деятельности тех функциональных систем организма, которые обеспечивали выполнение нагрузки. Вся совокупность изменений в этот период объединяется понятием восстановления. На протяжении восстановительного периода из организма удаляются продукты рабочего метаболизма и восполняются энергетические запасы, пластические вещества (белки, углеводы и т.д.) и ферменты, израсходованные за время мышечной деятельности. По существу происходит восстановление нарушенного работой равновесного состояния организма. Однако восстановление — это не только процесс возвращения организма к предрабочему состоянию. В период восстановления происходят также изменения, которые обеспечивают повышение функциональных возможностей организма, входя в стадию сверхвосстановления.

Интервалы отдыха между занятиями зависят от величины тренировочной нагрузки. Они должны обеспечивать полное восстановление работоспособности как минимум до исходного уровня или в лучшем случае до фазы сверхвосстановления. Тренировка в фазе неполного восстановления недопустима, так как адаптационные возможности организма ограничены.

Чем больше продолжительность тренировочной нагрузки с соответствующей интенсивностью, тем более продолжительными должны быть интервалы отдыха. Так, продолжительность восстановления основных функций организма после кратковременной максимальной анаэробной работы — несколько минут, а после продолжительной работы малой интенсивности, например, после марафонского бега — несколько дней.

Как уже стало понятно, оптимальная дозировка тренировочной нагрузки является одним из критериев эффективности занятий физической культурой. Помимо специальных тестов, которые позволяют определить уровень физической подготовки и подобрать соответствующую нагрузку, существуют способы регулярно контролировать свое состояние и тем самым регулировать интенсивность занятий.

Не менее важное значение для самоконтроля имеют и субъективные показатели состояния организма (сон, самочувствие, настроение, желание тренироваться). Крепкий сон, хорошее самочувствие и высокая работоспособность в течение дня, желание тренироваться свидетельствуют об адекватности тренировочных нагрузок. Плохой сон, вялость и сонливость в течение дня, нежелание тренироваться являются верными признаками переутомления. Если не принять соответствующие меры и не снизить нагрузки, позже могут появиться и более серьезные симптомы переутомления — боли в области сердца, нарушения ритма, повышение артериального давления и др. В этом случае следует на пару недель прекратить занятия или снизить нагрузку до минимума. После исчезновения указанных симптомов можно начинать тренировки и постепенно увеличивать нагрузку до нормальных величин.

Обратимость тренировочных эффектов проявляется в том, что наработанные результаты регулярных занятий снижаются вплоть до полного исчезновения (возвращение к исходному уровню) при снижении тренировочных нагрузок или при полном прекращении тренировок. После возобновления тренировочных занятий вновь возникают положительные тренировочные эффекты. У людей, систематически занимающихся физической культуры, заметное снижение работоспособности отмечается уже через две недели прекращения занятий, а через 3-8 месяцев уровень физической подготовки снижается до предтренировочного. Особенно быстро уменьшаются тренировочные эффекты в первый период после прекращения тренировок или после резкого снижения тренировочных нагрузок. За первые 1-3 месяца достигнутые в результате предыдущей тренировки приросты функциональных показателей снижаются наполовину. У занимающихся физической культурой в течение не очень продолжительного времени большинство положительных тренировочных эффектов исчезает за 1-2 месяца детренировки.

Свойство обратимости тренировочных эффектов диктует необходимость регулярных тренировочных занятий с достаточной интенсивностью нагрузок.

Раздел 4. Средства восстановления

Педагогические средства восстановления — варьирование интервалов отдыха между повторениями отдельных упражнений, забегов и т.п., между тренировочными занятиями, между недельными циклами с разной нагрузкой и т.п. Это выражается, прежде всего, в волнообразном планировании нагрузки как в пределах одного тренировочного занятия, так и в пределах месячных, годичных и олимпийских циклов тренировки.

Читайте также:  Синдром психологического выгорания стадии утомления

К этой группе средств восстановления относят также использование различных форм активного отдыха, проведение занятий на местности, на лоне природы, различные виды переключения с одного вида работы на другой и т.п.

Педагогические средства восстановления являются основными, так как определяют режим спортсменов и правильное сочетание нагрузок и отдыха на всех этапах многолетней подготовки. Они включают в себя:

· рациональное планирование тренировки в соответствии с функциональными возможностями организма спортсмена, правильное сочетание общих и специальных средств, оптимальное построение тренировочных и соревновательных микро- и макроциклов, широкое использование переключения, четкую организацию работы и отдыха;

· правильное построение отдельно тренировочного занятия с использованием средств для снятия утомления (полноценная индивидуальная разминка, подбор снарядов, мест для занятий, упражнений для активного отдыха и расслабления, создания положительного эмоционального фона);

· варьирование интервалов отдыха между выполнением отдельных упражнений и тренировочными занятиями;

· разработка системы планирования и использования различных восстановительных средств в месячных и годовых циклах подготовки;

· разработка методики физических упражнений, направленной на ускорение восстановления работоспособности спортсменов, совершенствование двигательных навыков, обучение тактическим действиям.

Особое место среди средств восстановления, способствующих повышению физической работоспособности, а также предотвращению возникновения различных отрицательных последствий от физических нагрузок, отводится медико-биологическим средствам. К ним относятся: рациональное питание, физио- и гидропроцедуры, фармакологические препараты и витамины, различные виды массажа, белковые препараты, спортивные напитки, бальнеотерапия, баровоздействие, локальное отрицательное давление (ЛОД), использование бани (сауны), оксигенотерапия, кислородный коктейль, адаптогены и препараты, влияющие на энергетические процессы, использование игловоздействия, электростимуляции, электросон. аэронизация, использование музыки.

В период напряженных тренировок и (особенно) соревнований питание является одним из ведущих факторов повышения работоспособности и ускорения восстановительных процессов.

Обмен энергии в организме — одно из главных и постоянных проявлений его жизнедеятельности. Благодаря обмену обеспечиваются рост и развитие организма, поддерживаются стабильность морфологических структур, способность их к самообновлению, а также высокая степень упорядоченности обменных процессов и функциональной организации биологических систем.

Изменения в обмене веществ, обнаруживаемые при высоком нервно-эмоциональном напряжении, говорят о том, что в этих условиях потребность в некоторых питательных веществах, в частности белках и витаминах, повышается.

Сильное влияние на обмен веществ с увеличением физической нагрузки оказывает мышечная деятельность. С увеличением физической нагрузки повышаются энерготраты, для воспроизведения которых требуется определенный набор пищевых продуктов.

В качестве источника энергии при мышечной работе используется углеводы. Однако запасы углеводов в самой мышечной ткани настолько ограниченны, что если бы они были единственным видом «топлива», то полностью исчерпались бы через несколько минут или даже секунд мышечной деятельности.

«Топливом» для мышечного сокращения также может служить глюкоза крови, если сосудистая система мышц обеспечивает поступление глюкозы с достаточной скоростью. Используемая в процессе мышечного сокращения глюкоза крови должна пополняться за счет запасов гликогена в печени, которые также ограничены.

В отличие от углеводов запасы жиров в организме фактически неограниченны. Преимущество жиров как источника энергии основано на том, что при окислении 1 г их количество энергии приблизительно в 9 раз больше, чем при окислении 1 г запасов гликогена. Таким образом, чтобы накопить эквивалентное количество «топлива» исключительно в форме гликогена, его энергетический резерв должен быть в 9 раз тяжелее. Были попытки использования углеводной диеты с целью повышения запасов гликогена (создания депо гликогена) но практика спорта отвергает эти методы как нефизиологические. Только сбалансированное питание отвечает современным требованиям, предъявляемым к большому спорту.

Основное значение питания заключается в доставке энергетического и пластического материалов, необходимых для восполнения расхода энергии и построения тканей и органов. Пища представляет собой смесь животных и растительных продуктов, содержащих пищевые вещества: белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли, воду. При окислении в организме белков, жиров и углеводов освобождается скрытая в них энергия; белки, кроме того, служат пластическим (строительным) материалом. Витамины играют регулирующую роль.

Принцип сбалансированного питания предусматривает наиболее полное удовлетворение потребностей человека в белке при соблюдении определенных соотношений животного и растительного белка.

Из растительных продуктов полноценные белки содержат соя, фасоль, рис, горох, хлеб, кукуруза. Много метионина, играющего важную роль в жировом обмене. Содержится в судаке, треске, твороге, говядине. В телятине много лизина, необходимого для обеспечения роста.

Жиры относятся к основным пищевым веществам и являются обязательным компонентом в сбалансированном питании. Питательная ценность различных жиров неодинакова. Коровье масло, сметана, сливки, жиры рыб ценны тем, что в них содержатся витамины, которых нет в говяжьем, бараньем и свином сале, в комбижире, а также в растительных жирах. Последние, в противоположность животным жирам, богаты ненасыщенными жирными кислотами, которые химически быстрее окисляются и легче используются в энергетическом обмене.

Углеводы являются основным энергетическим продуктом. В наблюдениях над спортсменами установлено, что при пище, богатой углеводами, организм работает более экономично и меньше утомляется, чем при питании жирной пищей.

При интенсивной физической нагрузке содержание углеводов в пищевом рационе необходимо повысить до 800-900 г в сутки. Лучше всего углеводы усваиваются в организме, когда большая часть их (64%) поступает в виде крахмала (крупы, хлеб, макароны, картофель), а 36%- в виде сахаринов (свекловичный, тростниковый, глюкоза).

Витамины являются регуляторами обмена веществ. Витамины В 1 (тиамин), В 2 (рибофлавин), РР (никотиновая кислота) являются источниками образования окислительных ферментов. Участие в окислительных процессах принимают витамины С (аскорбиновая кислота) и Е (токоферол).

При малоподвижном образе жизни, недостаточном уровне физической активности, слаборазвитом мышечном аппарате передаются импульсы низкой, едва необходимой частоты, что ухудшает в первую очередь работу мозга и других внутренних органов. У таких людей снижены энергетические резервы в нервных клетках, уровень иммунной защиты, повышается вероятность заболеваний желудочно-кишечного тракта, остеохондроза, радикулита. Нарушаются обменные процессы, увеличиваются жировая ткань, масса тела.

Загрязнение окружающей среды чревато опасностью генетических изменений. Тренированный организм более устойчив к неблагоприятным условиям внешней среды. Утренняя гимнастика стала наиболее распространенной формой занятий. Атлетическая гимнастика помогает в формировании красивого, пропорционального тела. Ритмическая гимнастика улучшает утилизацию кислорода в тканях организма, ведет к повышению работоспособности, физической выносливости человека. Плавание улучшает работу внутренних органов, развивает сердечно-сосудистую систему, предотвращает застой венозной крови, обеспечивая ее возврат в сердце. Велосипед незаменим в борьбе с лишним весом. Спортивные игры развивают ловкость, вырабатывают двигательную активность.

Список использованных источников

1. Васильева, О.С. Книга о новой физкультуре / О.С. Васильева, Л.Р. Правдина. — Ростов н/Д, 2011.

2. Виленский, М.Я. Физическая культура работников умственного труда / М.Я. Виленский, В.И. Ильинич. — М., 2009.

3. Социально-биологические основы физической культуры /Я.Н. Гулько. — М., 2010.

4. Физическая культура студента: учебник для студ. Вузов. /М.Я. Виленский, А.И. Зайцев, В.И. Ильинич и др., 2010.

5. Физическая культура студента: Учебник / В.И. Ильинича. М:. Гардарики, 2010.

Тренировочные и соревновательные нагрузки и восстановление. Питьевой режим спортсмена. Фармакологические средства профилактики переутомления и восстановления спортивной работоспособности. Препараты, влияющие на энергетические и метаболические процессы.

дипломная работа [108,1 K], добавлен 25.05.2015

Физическая культура как средство повышения продуктивности труда. Новые физкультурно-оздоровительные и спортивные технологии. Средства восстановления работоспособности после рабочего дня для специалистов с высокой степенью нервно-эмоциональных нагрузок.

контрольная работа [256,0 K], добавлен 27.12.2013

Восстановительные процессы как фактор резервных возможностей организма. Методы повышения работоспособности и анализ средств восстановления, применяемых в спорте. Тренировочные нагрузки в процессе подготовки лыжников-гонщиков и их влияние на организм.

дипломная работа [75,2 K], добавлен 17.04.2011

Сущность врачебного контроля и самоконтроля. Утомление при физической и умственной работе. Восстановление работоспособности после тренировки, тренировочная нагрузка и критерии переутомления. Педагогические и медико-биологические средства восстановления.

реферат [34,4 K], добавлен 01.06.2010

Утомление при физической, умственной работе. Восстановление работоспособности после тренировки. Контроль величины тренировочной нагрузки. Упражнения на расслабление. Питание как главный фактор восстановления работоспособности. Применение бани, самомассаж.

курсовая работа [36,1 K], добавлен 28.11.2014

Физиологические особенности организма в периоды утомления и восстановления. Активный отдых, аутогенная тренировка. Биологические факторы восстановления работоспособности. Эффективность применения массажа с целью восстановления после физической нагрузки.

курсовая работа [77,2 K], добавлен 28.10.2010

Понятие и структура работоспособности человека, в частности, спортсмена, определяющие ее причины и факторы. Характеристика и особенности общей работоспособности борцов различных квалификаций и специализаций, направления ее исследования и пути повышения.

дипломная работа [604,5 K], добавлен 28.04.2014

Занятия физкультурой и спортом как способ увеличения адаптационных возможностей организма, сохранения здоровья, работоспособности. Критерии физической подготовленности, основы обучения движению; тренировочные средства: бег, ходьба, плавание, велосипед.

реферат [22,0 K], добавлен 10.09.2011

Понятие о работоспособности, её виды и способы оценки. Методические подходы к определению физической работоспособности спортсмена. Влияние спортивных тренировок на динамику развития работоспособности у ориентировщиц разного уровня подготовленности.

курсовая работа [48,9 K], добавлен 09.09.2014

Методика обучения техническим действиям рукопашного боя. Формирование представления о виде спорта и двигательных приемах. Тренировочные и соревновательные нагрузки. Восстановление спортивной работоспособности. Специфика различных видов рукопашного боя.

курсовая работа [40,4 K], добавлен 27.12.2010

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

источник

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp» , которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Уральский государственный университет
Путей сообщения

По дисциплине: «Физическая культура»
на тему: «Пути борьбы с утомлением и стимуляция работоспособности»

Оглавление 2
Введение 3
Утомление 4
Пути борьбы с утомлением его предупреждение и профилактика 9
Стимуляция работоспособности 12
Заключение 18
Список литературы 19

Возрастание роли человеческого фактора в эпоху ускорения научно- технического прогресса определяет необходимость усиления внимания к решению ряда теоретических и прикладных проблем физиологического обеспечения высокой работоспособности человека и сохранения его профессионального здоровья. Одно из центральных мест среди этих проблем занимает проблема утомления. Полтора века интенсивных исследований этой проблемы в области физиологии труда и спорта, решая одни вопросы, выдвигают другие. Проблема содержит и сегодня ряд спорных вопросов, а некоторые установившиеся положения заслуживают обсуждения в свете новых фактов и идей.
Человеческий организм представляет собою единое функциональное целое, несмотря на большое число органов. Эти органы обладают различным строением, образованы из тканей, которые в свою очередь состоят из бесчисленного количества клеток однородных по своей деятельности и форме, в которых происходят те или иные жизненные процессы.
Раскрывая основные механизмы, обеспечивающие существование целостного организма и его взаимодействие с окружающей средой, физиология позволяет выяснить и исследовать условия и характер изменений деятельности различных органов и систем в процессе онтогенеза человека.

Утомление — это функциональное состояние, временно возникающее под влиянием продолжительной и интенсивной работы и приводящее к снижению ее эффективности. Проявляется утомление в том, что уменьшается сила и выносливость мышц, ухудшается координация движений, возрастают затраты энергии, замедляется скорость переработки информации, ухудшается память, затрудняется процесс сосредоточения и переключения внимания, усвоение теоретического материала.
Утомление связано с ощущением усталости, и в тоже время оно служит естественным сигналом возможного истощения организма и предохранительным биологическим механизмом, защищающим его от перенапряжения.
Виды утомления: острое – проявляется в короткий промежуток времени;
хроническое – носит длительный характер; общее – изменение функций организма в целом; локальное – затрагивает какую-либо ограниченную группу мышц орган, анализатор.
Различают две фазы утомления:
компенсированную — нет явно выраженного снижения работоспособности из-за того, что включаются резервные возможности организма);
некомпенсированную – резервные мощности организма исчерпаны и работоспособность снижается.
Возникновение утомления обусловлено многими причинами, которые могут быть неодинаковыми при различной мышечной деятельности. В одних случаях понижение работоспособности зависит от уменьшения энергетических запасов, в других этот фактор не играет почти никакой роли.
Снижение работоспособности при утомлении может быть обусловлено изменениями в проведении нервных импульсов через синапсы в центральной нервной системе и в мышце. Оно бывает связано также с изменениями соотношения между ионами калия и натрия, что отрицательно влияет на возникновение электрических потенциалов в мышце при ее возбуждении.
В центральной нервной системе при утомительной работе может нарушаться баланс между процессами возбуждения и торможения. Преобладающим становится тормозной процесс, что снижает работоспособность. Но с другой стороны, развитие торможения в нервных клетках необходимо, так как оно охраняет их от излишнего возбуждения и истощения. В работающих мышцах также могут снижаться запасы энергетических веществ. Кроме того, утомительная работа ведет к снижению активности ферментов, обеспечивающих протекание химических реакций. В результате обмен веществ в мышце становится недостаточным для обеспечения ее работоспособности. При длительной и утомительной работе может становиться недостаточной и деятельность желез внутренней секреции — гипофиза и надпочечника, гормоны которых играют большую роль в поддержании работоспособности.
Таким образом, причины утомления сложны и разнообразны, главным и объективным признаком утомления человека является снижение его работоспособности. Однако понижение работоспособности не всегда является симптомом утомления. Работоспособность может снизиться вследствие пребывания человека в неблагоприятных условиях (высокая температура и влажность воздуха, пониженное парциальное давление кислорода во вдыхаемом воздухе и др.). С другой стороны, длительная работа с умеренным напряжением может протекать на фоне выраженного утомления, но без снижения производительности. Следовательно, снижение работоспособности является признаком утомления только тогда, когда известно, что оно наступило вследствие конкретно выполненной физической или умственной работы.
При утомлении работоспособность снижается временно, она быстро восстанавливается при ежедневном обычном отдыхе.
Состояние утомления имеет свою динамику — усиливается во время работы и уменьшается в процессе отдыха (активного, пассивного и сна).
Итак, утомление является нормальной физиологической реакцией организма на работу. С одной стороны, оно служит очень важным для работающего человека фактором, так как препятствует крайнему истощению организма, переходу его в патологическое состояние, являясь сигналом необходимости прекратить работу и перейти к отдыху. Наряду с этим, утомление играет существенную роль, способствуя тренировке функций организма, их совершенствованию и развитию. С другой стороны, утомление ведет к снижению работоспособности человека, к неэкономичному расходованию энергии и уменьшению функциональных резервов организма.
Согласно К. К. Платонову выделяют четыре степени переутомления
начинающееся, легкое, выраженное и тяжелое, каждая из которых требует соответствующих методов борьбы. Так, для снятия начинающегося переутомления достаточно регламентировать режим труда и отдыха. При легкой степени переутомления необходимо дождаться отпуска и эффективно использовать его. При выраженном переутомлении необходим срочный отдых, лучше — организованный. При тяжелой степени переутомления необходимо лечение.
Физиологические причины утомления:
-Физическое утомление
Физическое утомление развивается вследствие изменений в скелетной мускулатуре при длительной работе и связано с исчерпанием запасов энергии и накоплением молочной кислоты (вещества утомления), приводящими к снижению работоспособности. Во время фазы восстановления, следующей за физической работой, запасы энергии восстанавливаются, а молочная кислота удаляется.
Утомление при динамической работе:
При работе, лежащей ниже предела утомления, характер движений обеспечивает достаточный период для расслабления мышц, за время которого макроэргические фосфорные соединения, используемые при сокращении, могут ре генерировать, а конечные продукты обмена удаляться. Время расслабления со-
ответствует необходимому времени восстановления. Поскольку в этом случае не наблюдается остаточных признаков утомления, такую работу называют неутомительной. При динамической работе, лежащей выше предела утомления, возможность непрерывного восстановления отсутствует, так как длительность периода расслабления меньше времени, необходимого для восстановления. Восстановление запасов энергии и удаление молочной кислоты происходят не полностью, и возникает накопление остаточного утомления. В мышце исчерпываются богатые энергией субстраты и накапливаются конечные продукты метаболизма, утомление нарастает. Степень мышечного утомления при динамической работе, лежащей выше предела утомления, может быть определена на основании физиологических показателей (например, времени восстановления, пульсовой суммы восстановления и т.п.)
Синдром хромой лошадки:
Этот синдром, состоящий в онемении мышц и их болезненности, не обусловлен, как обычно считают, накоплением молочной кислоты в мускулатуре. Мышечная боль при давлении и движении возникает после того, как молочная кислота, накопившаяся во время работы, удалена из мышц. С лактатным механизмом не согласуется и то, что мышцы, в которых такая болезненность возникает наиболее часто, развивают значительную силу; это справедливо особенно
для тех случаев, когда происходит нарушение внутримышечной координации, и при работе, осуществляемой с торможением (отрицательная работа). Развитие
значительных усилий вызывает разрывы в области Z-пластинок, и по мере их
восстановления происходит выделение веществ, вызывающих спустя определенное время мышечные боли.
Утомление при статической работе:
Работа по удерживанию, которую приходится выполнять в каждодневной жизни, обычно превышает предел утомления. Вызываемое ею утомление связано с исчерпанием запасов энергии. Только при работе поддерживания, требующей усилия менее 50% максимального и продолжающейся более 1 мин, кровоток становится фактором, ограничивающим работоспособность.
Нервно-психическое утомление:
Нервно-психическое (центральное) утомление приводит к снижению трудоспособности из-за нарушений центральной нервной регуляции. Среди его типичных симптомов следует отметить замедленную передачу информации,
ухудшение функций мышления и решения задач, ослабление сенсорного восприятия и сенсомоторной функции. Такое утомление сопровождается отвращением к работе и снижением работоспособности, а иногда из-за него возникает
склонность к депрессии, беспричинной тревоге или пониженной активности, а
также раздражительность и неуравновешенность.

Читайте также:  Признаки утомления различной степени и способы борьбы с ними

Борьба с утомлением осуществляется внедрением рациональных режимов труда и отдыха, улучшением условий обитаемости, внедрением эргономических рекомендаций по организации рабочего места, панелей и пультов управления, рациональным распределением функций между человеком и машиной. Мощное средство борьбы с утомлением — тренировка, которая предусматривает формирование оптимальных функциональных систем, обеспечивающих минимальное расходование физиологических резервов при заданной интенсивности, упрочение навыков, правильное распределение микропауз и перерывов в работе. Серьезное значение имеет эмоциональное и мотивационное содержание деятельности. Чем значимее мотивы труда, тем позже наступает утомление, особенно при мотивах высокого социального значения, имеющих соревновательный характер. Они обусловливают интерес к работе, творческое отношение к ней. Положительные эмоции обеспечивают быстрое включение в ритмику труда, длительное сохранение оптимальной работоспособности, способствуют более полной мобилизации физиологических резервов организма.
Не следует проводить резкого разграничения понятий умственного и физического утомления.
Профилактика утомления имеет большое значение. Считается целесообразным не только принимать меры к отдалению момента наступления утомления, но всячески стремиться к тому, чтобы предупредить возникновение утомления, поддерживая работоспособность всегда на высоком уровне. Средствами предупреждения утомления являются: упражнение, тренировка, выработка выносливости, создание соответствующей внешней обстановки, высокий уровень организации труда, общность целей в коллективном труде и основанная на этой общности дружеская, товарищеская атмосфера взаимопомощи. Немалую роль в предупреждении утомления играет привыкание — приспособление к лучшему выполнению данной работы, появляющееся в результате накопления опыта, образующегося вследствие большого количества повторений. Привыкание к работе тесно связано с выработкой навыков.
Благодаря привыканию и упражнению вырабатываются автоматизированные действия, производимые без большого напряжения, лишь при участии сознательного контроля. Подобные действия совершаются с особой уверенностью и точностью и разгружают внимание, освобождая его для решения более важных задач, встречающихся во время исполнения работы.
Тренировку можно рассматривать как упражнение в определённых действиях (работе), в исполнении которых уже имеется высокое уменье в целях дальнейшего наивысшего совершенствования. При тренировке применяются различные средства, для повышения психофизических качеств упражняющегося, соблюдаются определённые условия жизненного режима и соответствующие гигиенические правила.
Соответствующая внешняя обстановка труда, порядок, организованность сильно облегчают работу и отдаляют наступление утомления.
Большое значение для предупреждения и для ослабления утомления имеют своевременный подбор материала и чёткое его расположение. Каждая часть материала, каждый инструмент должны иметь своё постоянное место. Необходимо своевременно узнавать все новые достижения в области своей профессиональной работы и старательно их фиксировать и систематизировать.
И.М. Сеченов утверждал, что утомление лучше предупредить, чем бороться с ним. Он считал, что своевременный отдых — одно из лучших средств профилактики утомления. В настоящее время известно, что улучшение условий труда, в том числе за счет рациональной организации режима труда и отдыха является оптимальным средством профилактики утомления.
Пути борьбы с развивающимся утомлением:
1. Своевременное назначение отдыха — активного или пассивного; при неглубоком, невыраженном утомлении даже кратковременный отдых, например, 3-5 минут в среднем, дает положительный эффект.
2. Увеличение микропауз — промежутков между отдельными операциями.
3. Регламентация физической и умственной нагрузки; при развитии утомления целесообразно снизить мощность выполняемой работы.
4. Использование функциональной музыки.
5. Применение факторов, повышающих поток афферентных импульсов в ЦНС — например, выполнение производственной гимнастики, раздражение кожных покровов при выполнении самомассажа и взаимомассажа головы, лица, шеи, туловища.
6. Аутогенная тренировка, дыхательная гимнастика.
7. Использование фармакологических препаратов, повышающих работоспособность, например, глюкозы, витамина С, глютаминовой кислоты, элеутерококка, женьшеня, желтого сахара (адаптогенов), стимуляторов мобилизующего действия, веществ с общестимулирующим действием на ЦНС, например; аналептиков в том числе в виде напитков чая или кофе.

Существует большое многообразие методов и средств обеспечения высокого уровня работоспособности работника умственного труда. Особую роль играет двигательная активность в жизнедеятельности человека, занимающегося умственным трудом. Это обусловлено многими обстоятельствами.
Мыслительная деятельность в своей основе имеет стресс. В биологическом плане конечным звеном стресса является движение, в процессе которого, в частности, разрушаются гормоны стресса (вырабатываемые гипофизом, надпочечниками, щитовидной железой и др.). Вот почему двигательная активность во время перерывов в работе способствует предупреждению наступления преждевременного умственного утомления, а после работы – позволяет снять застойную «рабочую» доминанту и устранить избыточно накопившиеся гормоны стресса.
Исследования И. М. Сеченова позволили внести в физиологию трудовой деятельности понятие «активного отдыха». Суть его заключается в том, что при наступлении утомления восстановление работоспособности более эффективно протекает не в условиях абсолютного покоя, а при включении в работу других, ранее не работавших функциональных единиц. При умственном утомлении такой идеальной деятельностью является двигательная активность.
Подбор возможных средств мышечной деятельности определяется и видом умственной работы. Могут использоваться простейшие гимнастические упражнения (физкультминутки, выполняемые ежечасно в течение 2-3 минут непосредственно на рабочем месте), которые должны решать также ряд задач, связанных с компенсацией недостатков рабочей позы, напряжения зрительного аппарата, эмоционально-психологического напряжения, затруднения мозгового кровообращения. Это, в свою очередь, способствует снятию развивающегося утомления и восстановлению работоспособности.
Примерные упражнения, которые можно делать на рабочем месте:
1) поднимите плечи вверх, опустите; 2) то же сделайте отдельно правым и левым плечом; 3) отведите плечи назад, потом вперед, сделайте вращательные движения плечами; 4) положите руки на голову, разведите локти в стороны и слегка отведите назад, задержитесь в этом положении несколько секунд, теперь вперед, голову чуть наклоните; 5) в этом же положении сделайте наклоны вправо и влево, смотрите на тот локоть, который в данный момент наверху; 6) правой рукой наклоните голову вправо, затем левой – влево, плечи на месте.
В обеденный перерыв желательно выполнить несколько энергичных упражнений силового или скоростно-силового характера в течение 5-7 минут, а после приема пищи (если осталось время) – спокойно походить.
Другим важным обстоятельством, учет которого позволяет добиться высокой работоспособности и эффективности умственного труда, является ритмический характер текущих в организме физиологических процессов, что оказывает непосредственное влияние и на процессы, протекающие в ЦНС. Большинству людей свойственна определенная последовательность изменения работоспособности – так называемый ритмик, в меньшем числе случаев у людей такой закономерности нет – аритмик. В зависимости от времени подъема работоспособности первые подразделяются на утренний тип («жаворонки») и вечерний («совы»). Работоспособность «жаворонков» сохраняется в течение всего рабочего дня и достигает своего максимума в 10-11 и в 17-18 часов, после чего начинает снижаться и к 20-21 часу оказывается на низком уровне, у «сов» работоспособность настигает наивысших значений к 18-22 часам. Существует мнение, что такое подразделение не является результатом врожденных особенностей, а отражает сложившиеся стереотипы в режиме жизнедеятельности.
С учетом особенностей своей ритмики работнику, если есть такая возможность, следует таким образом распределять нагрузку, чтобы решение наиболее сложных задач приходилось на периоды наиболее высокой работоспособности.
Необходимость планирования диктуется и существованием определенной закономерности в изменении работоспособности в течение не только рабочего дня, но и рабочей недели. При пятидневном режиме работы максимум ее приходится на вторник – четверг, при шестидневной – на среду-четверг, и, как это не кажется необычным, некоторый подъем работоспособности отмечается в субботу.
Несомненное влияние на работоспособность работника оказывает обстановка, в которой реализуется умственный труд. Это касается многих факторов – от освещения и характеристик воздуха в помещении до особенностей конструкции и расположения рабочей мебели.
Состав воздуха по химическим характеристикам в оптимальном варианте должен соответствовать составу природного атмосферного воздуха (кислорода – 21%, углекислого газа – 0,03%, азота – 78%, инертных газов – около 1%). Разумеется, идеальное обеспечение такого состава возможно лишь до тех пор, пока в помещении не оказывается человек. Появление в воздухе таких продуктов жизнедеятельности как пары пота, аммиак и т.д. вызывает изменения в сердечно-сосудистой и центральной нервной системах. Субъективно же человек при длительном пребывании в таком помещении испытывает сонливость, апатию, головные боли.
Температура и относительная влажность воздуха в помещении, согласно гигиеническим нормативам, должны составлять 18-20С и 30-70% соответственно. Температура, при которой работник выполняет свою умственную профессиональную деятельность, самым непосредственным образом сказывается на тонусе коры головного мозга и, следовательно, на умственной работоспособности. Именно этим обстоятельством объясняется быстрое наступление утомления, если температура воздуха в помещении достигает 22-24С. При высоких значениях влажности воздуха затрудняется терморегуляция. Однако излишняя сухость в помещении неблагоприятно сказывается на дыхательной системе.
При центральном отоплении выход из ситуации может заключаться, например, в размещении плоских открытых емкостей с водой непосредственно на радиаторах либо в разведении комнатных растений.
Идеальным вариантом следует считать использование кондиционеров, способных поддерживать заданные параметры воздуха (по крайней мере – по температуре). Другой возможностью решения проблемы является установка вентиляторов.
В помещениях, особенно в учебных заведениях, для регулирования параметров воздуха возможно использовать системы целенаправленных мер, которые могут включать:

      Приоткрытые фрамуги, которые в отличие от форточек и створок окон 6не создают сквозняков;
      При перерывах в работе – создание сквозняков открытыми окнами и дверьми, что обеспечивает быструю смену воздуха;
      Обеспечение эффективного воздухообмена в нерабочее время и т.д.

В последнее десятилетие серьезное внимание специалистов стал привлекать еще один фактор, характеризующий воздух рабочего помещения. Широкое использование электронных приборов и аппаратов (телевизоры, компьютера и т.д.) ведет к возрастанию концентрации положительно заряженных ионов в помещении. Этот фактор рассматривается как одна из серьезных причин различных заболеваний. Использование в этом случае ионизаторов, воспроизводящих отрицательные ионы и нормализующих их соотношение с положительными, может быть эффективным средством решения проблемы.
Освещение в помещении независимо от его характера – естественное, искусственное или смешанное – должно отвечать ряду требований. Достаточность освещения, которая определяется адекватным световым коэффициентом (отношением остекленных площадей окон к площади пола) и/или мощностью источников искусственного освещения. Согласно нормативам, норма освещенности для различных источников света находится в диапазоне от 150 до 300 лк. При этом опасность представляют как недостаточная, так и чрезмерная освещенность. В обоих случаях имеет место перенапряжение глаз, провоцирующее более быстрое развитие утомления.
Равномерность освещения – оно должно быть одинаковым на всей рабочей поверхности, не иметь чередования света и теней и прочего. Вот почему источник света должен располагаться либо сверху, либо слева (для правшей). Отсутствие прямого действия источника света на глаза или блесткости.
Обеспечение нормального освещения требует принятия определенных мер, к которым следует отнести: рациональное смешанное освещение; поддержание поверхности стекол окон в чистом состоянии; окраска поверхности столов, стен, полов в цвета и оттенки, обеспечивающие равномерность и комфортность освещения.
Значительная нагрузка на зрительный аппарат работника умственного труда приводит к постепенному утомлению даже в условиях нормального освещения. В связи с этим можно рекомендовать: располагаться (или располагать предметы) таким образом, чтобы расстояние от глаз до рабочей поверхности составляло не менее 30-35 см; периодически через каждые 20-30 минут делать короткие (на 20-30 секунд) перерывы, в течение которых выполнять несколько упражнений.
Шум оказывает несомненное действие на организм. Опасным считается постоянный уровень шума свыше 80 дБ. Для сравнения: шепот – 30дБ, нормальная речь – 60дБ, шум транспорта на улице 70 дБ, автомобильный гудок – 100дБ.
В помещении, где реализуется умственная деятельность, интенсивность и характер шума не должны отвлекать работника. Это не означает обеспечение абсолютной тишины, так как небольшой фоновый шум не только не снижает работоспособности, но и стимулирует ее (важно чтобы он был ровным, спокойный и сам по себе не нес важной информации). Решению проблемы посторонних шумов помогает целый ряд мер: оконные рамы с двойными стеклами, высаживание деревьев вдоль автодороги, массивная мебель вдоль внешних стен, звукоизолирующие ковровые покрытия и т.д.
Нет никаких сомнений, что настрой работника и команды напрямую влияет на результат. От внутренней установки на работу, конечно же, зависит очень многое. Если настрой положительный, сбить его не сможет, пожалуй, ничто. Успешные люди заряжены позитивной энергией и умеют заражать ею всех вокруг. Если же день с самого начала не задался, это действительно трудно исправить. Перебить плохое настроение может любая неожиданная, но очень приятная новость — своего рода подарок судьбы: наконец прозвучал долгожданный звонок клиента, неожиданно разрешилась затруднительная ситуация и т. д. Такие сюрпризы дают возможность человеку почувствовать себя окрыленным. Сделать так, чтобы сотрудникам хотелось каждый день приходить на работу,
и т.д.

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.

источник