Фонокорректор для винилового проигрывателя как выбрать



Выбираем и настраиваем фонокорректор для проигрывателя виниловых дисков

Сохранить и прочитать потом —

Если ваш проигрыватель виниловых дисков не оснащен встроенным фонокорректором, а у усилителя или AV-ресивера нет соответствующего входа, вам не обойтись без внешнего фонокорректора. Впрочем, даже если проигрыватель или усилитель оснащены необходимыми схемами, внешнее устройство, скорее всего, позволит повысить качество звучания винила. Итак, выбираем фонокорректор.

Как вы уже наверняка знаете, звукосниматели проигрывателей виниловых дисков могут быть ММ (с подвижным магнитом) или MC (с подвижными катушками) типов. Эти звукосниматели существенно различаются между собой по электрическим параметрам и, соответственно, предъявляют различные требования к фонокорректорам. Однако и внутри каждого класса модели могут различаться между собой по параметрам (в особенности это относится к МС- картриджам), и хотя эти различия не требуют подбора специальных моделей фонокорректоров, иметь в них функции точной настройки под каждый звукосниматель весьма желательно. А теперь рассмотрим все это немного подробнее.

Фонокорректоры могут быть рассчитанными как на использование только с MM-звукоснимателями, так и универсальными, к которым можно подключать и ММ, и МС-картриджи. MM-фонокорректоры обычно имеют невысокую стоимость, так как их схема относительно проста по сравнению с устройствами, рассчитанными еще и на подключение MC-головок. Звукосниматель ММ развивает существенно более высокое напряжение, чем МС, что позволяет использовать для работы с ним схемы с меньшим коэффициентом усиления, да и задача борьбы с шумами здесь несколько упрощается. Так что, если вы слушаете винил только время от времени, ваш проигрыватель оснащен ММ-картриджем, в котором вы планируете менять иглу – смело приобретайте MM-фонокорректор. Выбрав топовую модель этого класса в каталоге известного производителя, вы можете быть уверены в высоком качестве звука и надежности. Его скромная стоимость будет объясняться исключительно более простой конструкцией за счет исключения MC-схемы, а также соответствующей коммутации.


Pro-Ject Record Box E — универсальный ММ/МС-фонокорректор со встроенным АЦП

Универсальные MM/MC-фонокорректоры представляют собой более сложные устройства. Дело здесь не только в повышенных требованиях, предъявляемых к параметрам MC-схемы, но и в том, что MC-картриджи обладают большей вариативностью с точки зрения выходных параметров. Соответственно, фонокорректоры для них нуждаются в соответствующей настройке входных параметров.

Чтобы понять это, давайте вспомним, как устроены ММ и MC звукосниматели. Выходной сигнал в любом из них снимается со звуковой катушки. Но если в ММ-картридже вес этой катушки, установленной внутри корпуса, не столь критичен, и она может содержать много витков, то в MC-моделях она закреплена на конце движущегося кантилевера и имеет всего несколько витков. Из школьного курса физики мы знаем, что в первом случае сопротивление катушки (как и развиваемый ею сигнал), будут существенно выше, чем во втором. Причем в MC-картриджах разница в один и даже пол-витка катушки может уже существенно влиять на параметры звукоснимателя, в то время как в ММ это не окажет заметного влияния на характеристики.


Octave Phono EQ.2 — ММ/МС-фонокорректор с возможностью подстройки параметров нагрузки

Есть еще одно решение для подключения MC-звукоснимателей – повышающие MC-трансформаторы. Эти пассивные устройства включаются между MC-головкой и входом MM-фонокорректора, и, по мнению многих ценителей винила, обеспечивают лучшее качество звука, чем «обычные» MM/МС-фонокорректоры.

Технология, по которой выполнен тот или иной фонокорректор, на самом деле не так заметно влияет на качество его звука, как правильная схемотехника и качество изготовления. Если удачные ламповые конструкции и неудачные полупроводниковые, и наоборот, а современные операционные усилители при правильном включении могут звучать не хуже схем на дискретных транзисторах. Все дело в конкретной реализации той или иной модели, оценить которую можно только с помощью личного прослушивания.


Octave Phono Module — платформа ММ/МС-фонокорректора на лампах с возможностью конфигурации системы предварительного усиления

Итак, после того, как фонокорректор выбран, самое время приступить к его подключению и настройке. Для подсоединения к проигрывателю винила нужно использовать специальный фоно-кабель, задействовав и его клемму заземления в случае возникновения фона.

Простые MM-фонокорректоры, как правило, не имеют каких-либо органов управления, и в полной мере являются устройствами Plug and Play. Универсальные модели с поддержкой MM/MC имеют настройки входного импеданса (емкости и сопротивления), а также коэффициента усиления. Некоторые из этих настроек могут работать и для MM-секции, что в некоторых случаях может быть полезным. Настройки входных параметров нужно производить в соответствии с рекомендованными параметрами, указанными в инструкции на имеющийся картридж (или максимально близко к ним). Однако допустим здесь и некоторый эксперимент, в результате которого звучание проигрывателя удается настроить в соответствии с индивидуальными вкусами пользователя.


Rega Fono MM – ММ-фонокорректор

Среди дополнительных функций, на которые стоит обращать внимание при выборе фонокорректора, можно отметить фильтр низких частот (Subsonic) или как его еще называют – рокот-фильтр. Его использование в ряде случаев оказывается весьма полезным, так как позволит устранить низкочастотные колебания, возникающие из-за акустической связи между звукоснимателем, шумом массы грампластинки и акустическими системами. Еще одной опцией, появившейся в фонокорректорах в последнее время, можно считать USB-выход для оцифровки аналоговых записей на ПК. Если вам необходима подобная функция и вы уверены, что будете ей пользоваться, выбирайте именно такую модель. Во всех остальных случаях от нее лучше отказаться, так как сочетание в одном корпусе цифровых и очень чувствительных аналоговых схем точно не будет полезным для качества звука.

Стало интересно глубже окунуться в эту тему? Приходите 20 и 21 октября в Академию винила Pro-Ject и Аудиомании! Там вы сможете не только послушать расширенную лекцию, но и самостоятельно потренироваться в подключении и настройке. Также вы сможете задать профессионалам все интересующие вас вопросы по данной теме.

Источник статьи: http://www.audiomania.ru/content/art-6129.html

Фонокорректор от А до Я

Руководство по покупке и эксплуатации

Фонокорректор от А до Я

Руководство по покупке и эксплуатации

Для покупателей проигрывателей винила исключительно важным является вопрос правильного выбора фонокорректора, без которого слушать виниловые пластинки просто невозможно. При этом далеко не все из тех меломанов, что только собираются приобщиться к винилу, понимают, что такое фонокорректор, и для чего он нужен. Разобраться во всем и сделать правильный выбор поможет наша статья.

Что такое фонокорректор?

Почему же нельзя подключать вертушку без фонокорректора напрямую к усилителю, ресиверу или активной акустике? Да просто потому, что вы ничего не услышите в колонках. Фонокорректор, он же phono equalizer или phono stage, необходим для того, чтобы придать слабому сигналу, записанному на грампластинке, линейную амплитудно-частотную характеристику и сделать его достаточным по уровню для того, чтобы с ним могли работать следующие далее по цепи усилители. Ведь изначально сигнал на виниле записывается с существенным искажением тонального баланса, с большим равномерным спадом от высоких к низким частотам. И для того, чтобы не только усилить слабый электрический сигнал, формируемый головкой звукоснимателя, но и сделать его линейным, нужен фонокорректор.

С каким сигналом работает фонокорректор?

На пластинках, издаваемых после 1954 года, записывается сигнал, соответствующий кривой стандарта RIAA (Recording Industry Association of America), частотная характеристика которой выглядит примерно так.

До установления единого стандарта на рынке одновременно существовали до сотни (!) различных вариантов кривых, которые использовали звукозаписывающие компании для свои пластинок. Причем даже один лейбл мог одновременно иметь несколько версий для разных скоростей вращения, для каждой из которых требовалась отдельная эквализация. Встречались варианты от Columbia, Victor, Decca и других издателей. Все это создавало невероятную путаницу как для производителей техники, так и покупателей. В студийных фонокорректорах той эпохи были переключатели для нескольких десятков кривых. Поэтому сегодня все виниловые пластинки записаны по единому стандарту RIAA и нужды в приобретении сложного корректора с множеством переключаемых контуров больше нет, если только вы не являетесь обладателем большой коллекции западных пластинок, выпущенных в 1940-50-х годах.

Что делает фонокорректор?

Как уже было сказано, он восстанавливает сигнал в том виде, в котором он был изначально сведен и записан на магнитную ленту или жесткий диск до того, как в него были внесены предискажения для печати винила. От точности этого восстановления зависит то, насколько качественным будет звучание всей системы при воспроизведении виниловых пластинок. Вне зависимости от типа и конструкции корректора, его сердцем является именно цепочка коррекции, которая может быть активной или пассивной. Это означает, что восстановление исходной формы сигнала происходит либо в пассивных цепях из резисторов, конденсаторов и катушек индуктивности, либо при помощи активных транзисторных (полупроводниковых) или ламповых каскадов.

Какие бывают фонокорректоры?

Фонокорректоры условно подразделяются на несколько видов, в зависимости от того, какая головка звукоснимателя установлена на проигрывателе винила. Несмотря на немного отличающуюся конструкцию головок с подвижным магнитом и с подвижной катушкой, обе этих разновидности работают по принципу электромагнитной индукции и различаются уровнем напряжения и внутреннего сопротивления. Соответственно, для каждого вида понадобится фонокорректор с нужными для правильной нагрузки электрическими характеристиками, а также достаточным коэффициентом усиления. Поэтому сегодня в продаже есть корректоры трех основных разновидностей – для ММ головок, для МС головок и универсальные модели, которые можно настроить для работы с разными картриджами.

Фонокорректор для головок с подвижным магнитом (ММ)

Самая распространенная разновидность фонокорректоров на рынке. Поскольку подавляющее большинство проигрывателей винила начального и среднего уровня оснащаются ММ-головками, то именно такие корректоры массово встраиваются в усилители и в ресиверы, а также выпускаются в виде отдельно стоящих компонентов. С точки зрения характеристик они, как правило, отличаются не самым высоким уровнем усиления сигнала – в среднем от 36 до 46 дБ. Главная их особенность, это установленное на входе сопротивление в 47 000 Ом (47 кОм). Такой высокий уровень позволяет согласовать корректор с ММ-картриджами, у которых внутреннее сопротивление и индуктивность весьма высоки. Обычно такие корректоры предназначены для работы с ММ-головками чувствительностью от 2 мВ. В истории существовали головки с подвижным магнитом с низкой чувствительностью, по своим характеристикам приближавшиеся к МС-картриджам, но большого распространения они не получили. В частности, их выпускала компания Stanton. Еще одна важная особенность хорошего корректора данного типа, это возможность подключать на вход дополнительную емкость. Иногда ММ-головке не хватает емкости соединительных проводов и стандартной емкости на входе для того, чтобы правильно звучать. И такая опция позволяет выровнять тональный баланс картриджа.

Фонокорректор для головок с подвижной катушкой (МС)

В настоящее время фонокорректоров, предназначенных для работы исключительно с МС-головками, выпускается не так много, но они все же существуют. Как правило, это отдельно стоящие аппараты достаточно высокого класса, предназначенные для включения в качественные аудиосистемы. Особенностью таких моделей является тщательный подбор комплектующих с минимальным уровнем собственных шумов. Ведь речь идет об усилении слабейшего сигнала, формируемого катушкой. Вообще, среди головок с подвижной катушкой различают два подвида – с низкой и высокой чувствительностью. Последняя разновидность может иметь на выходе напряжение до 3 мВ, и, по сути, она аналогична ММ-картриджам с точки зрения электрической нагрузки, и ее нужно использовать с ММ-фонокорректором. А вот для головок с низкой чувствительностью – обычно от 0,15 до 0,5 мВ – предназначены МС-корректоры. Они имеют высокий уровень усиления – от 60 дБ и выше, и часто дают пользователю возможность выбрать значение нагрузки сопротивления. Типовое значение составляет 100 Ом, однако оно не всегда подходит для всех картриджей, и тогда важно иметь возможность выбрать другое значение.

Существует еще одна разновидность корректоров для МС-головок, в которых на входе устанавливаются повышающие трансформаторы.

Повышающий трансформатор (МС-трансформатор)

Они позволяют поднять уровень сигнала, поступающего с МС-головки, до значений, которые позволят в дальнейшем подключить выходы с трансформатора к обычному ММ-корректору. Такое решение особенно хорошо подходит для головок с очень низкой чувствительностью, ведь пассивное усиление сигнала позволяет избавиться от шумов, которые при работе активного каскада с собственным питанием могут становиться слышимыми при последующем усилении сигнала. Обычно встроенные либо отдельные трансформаторы применяются в компонентах или системах достаточно высокого класса.

Универсальный фонокорректор (ММ/МС)

Как следует из названия, такой корректор может работать с любыми головками звукоснимателя. В идеале у него есть два отдельных входа для двух типов головок, а внутри присутствуют два отдельных тракта коррекции и усиления. Однако во многих моделях встречается совмещение цепочки коррекции, а подача сигналов на нее происходит путем переключения входов. В самых продвинутых и дорогих моделях сегодня управление параметрами нагрузки и усиления каждого типа головок происходит автоматически. Корректор сам определяет, какого типа головка к нему подключена, и процессор сам выставляет нужные значения коэффициента усиления, сопротивления и емкости. Однако наиболее распространенные на рынке бюджетные модели имеют фиксированные значения для двух входов. Обычно это 40 дБ и 47 кОм для ММ-головок и 60 дБ и 100 Ом для МС-картриджей.

Встроенный или выносной?

Логика подсказывает, что отдельный фонокорректор должен обеспечивать лучшее качество звука хотя бы потому, что имеет свой отдельный блок питания и свободен от ограничений, налагаемых на конструкцию встроенных модулей из-за необходимости разместить их внутри того же корпуса, что и множество других каскадов, включая усилители мощности. Особенно если речь идет о бюджетной аппаратуре. Да, в истории аудио были примеры, когда встроенные в предварительные усилители фонокорректоры оказывались на голову лучше тех, которыми аудиофилы пытались «улучшить» звук системы, но они так и остались исключением из правил. Поэтому если вы хотите услышать, на что способен ваши проигрыватель винила, постарайтесь купить ему хороший внешний корректор.

Какой фонокорректор нужен вам?

Выбор фонокорректора зависит от того, как вы планируете использовать проигрыватель винила.

Если для вас вертушка – это просто дополнительный элемент системы, а основным источником сигнала в ней остается «цифра», то встроенного в проигрыватель или усилитель ММ-корректора будет вам вполне достаточно. В крайнем случае, если ни в вертушке, ни в усилителе нет фонокорректора, то можно приобрести самую простую бюджетную модель. Ценовой ориентир – 10 000 – 15 000 рублей.

Если же увлечение винилом у вас грозит перерасти в страсть, то к выбору корректора нужно подойти самым тщательным образом. Сперва нужно решить, какие головки звукоснимателя вы будете использовать. Да, в пределе МС-картриджи с низкой чувствительностью обеспечивают более высокое качество звука, но они и стоят дороже. Кроме того, в них отсутствует возможность самостоятельной замены иглы по мере ее износа. Если же говорить о головках средней ценовой категории, где одновременно встречаются и ММ, и МС, и MI модели, то есть смысл остановиться на качественном ММ-фонокорректоре и использовать вместе с ним головки с высокой чувствительностью. Такой корректор обойдется в сумму от 40 000 до 100 000 рублей.

В том случае, если вы твердо решили выжать максимум из своих пластинок, то вы, скорее всего, сделаете выбор в пользу головок с подвижной катушкой и низкой чувствительностью. Для того, чтобы раскрыть их потенциал, придется повозиться. Самый популярный вариант, это приобрести отдельный повышающий трансформатор с характеристиками, соответствующими внутреннему сопротивлению вашей головки. Существуют трансформаторы, рассчитанные на работу с «низкоомными» (3-6 Ом) и «высокоомными» (30-40 Ом) МС-головками. В сочетании с качественным транзисторным или ламповым ММ-корректором вы получите близкий к идеальному источник сигнала.

Тем не менее, дорогие и качественные универсальные моноблочные фонокорректоры также обеспечивают выдающееся качество звука, при этом они проще в эксплуатации. Как и всегда в области High End, цена указанных решений может быть любой, однако в среднем есть смысл ориентироваться на расходы в районе 150 000 – 500 000 рублей.

Заключение

Вне зависимости от того, какой проигрыватель винила вы приобрели, фонокорректор во многом определяет то, как он будет звучать. Надеемся, что наша статья поможет вам разобраться в многообразии моделей и сделать правильный выбор.

Александр Чечелёв

23 мая 2020 года

Источник статьи: http://www.hi-fi.ru/magazine/audio/fonokorrektor-ot-a-do-ya/


Adblock
detector