Фотоаппарат для чайников как выбрать



Фотография для чайников: подбор камеры

Продолжаю серию статей из раздела «Фотография для чайников».

В данной статье мы поговорим о том, как подбирать фотокамеру для начинающего фотографа. Ведь на самом деле это задача непростая — вон сколько всяких фотокамер существует, как вообще во всем этом разобраться?

У начинающих фотографов с этим действительно наблюдаются разброд и шатание. Очень часто люди, собирающиеся заняться фотографированием чуть более осмысленно, чем «щелкнуть кадросик на смартфончег», бросаются выбирать себе дорогой фотоаппарат, свято веря в то, что хороший кадр можно сделать только дорогим фотоаппаратом, а сам факт наличия дорогого фотоаппарата человека сразу делает фотографом. Но на самом деле это все равно что попытаться стать скрипачом, приобретя дорогую скрипку. Или стать нейрохирургом, приобретя скальпель.


Скрипка Страдивари

На какие общие группы можно разделить современные любительские фотокамеры:

начальные любительские камеры;

обычные любительские камеры (мыльницы);

универсальные любительские камеры;

беззеркалки со сменной оптикой (системные камеры);

стартовые любительские зеркальные камеры;

продвинутые любительские зеркальные камеры.

Разумеется, чем выше уровень камеры, тем выше и цена, да и там в одной группе (например, беззеркалки) цена может отличаться на порядок. Однако каждый вид камеры разрабатывается под решение определенных задач, поэтому начинающему совершенно нет смысла приобретать, например, зеркальную камеру, если он понятия не имеет, зачем она ему нужна, или покупать дорогую беззеркалку со сменной оптикой, если он будет снимать только китовым (комплектным) объективом.

Строго говоря, если вы собираетесь начинать фотографировать и у вас есть смартфон с неплохой камерой (а камеры в смартфонах все улучшаются и улучшаются, и сейчас хорошие камеры можно встретить даже в смартфонах средней ценовой категории), то вполне резонный совет: начните снимать на смартфон. Да-да, на смартфон. Нет, я понимаю, что хочется выглядеть круто: повесить на пузо здоровенную зеркалку и выйти с этой бандурой на прогулку на зависть соседям, однако снимать на смартфон у вас наверняка получится лучше, чем на зеркалку, как ни странно это может звучать.

Однако нужно понимать, что есть несколько факторов, из-за которых даже дорогущий смартфон с очень продвинутой камерой не сможет заменить фотокамеру средней стоимости.

Размер матрицы в смартфоне с одной из самых серьезных камер Google Pixel 2 — 1/2,6″. Это кроп-фактор 6,3.

Чем плоха такая матрица? Невысокая светочувствительность, очень средняя детализация, а кроме того, с ней практически нет возможности кадрировать полученные фотографии (вырезать оттуда какую-то часть) без резкого ухудшения качества.

Качества изображения с такой матрицы достаточно для того, чтобы, например, опубликовать снимок в Интернете, но если вам нужно вырезать оттуда какую-то часть (приблизить, кадрировать), то для публикации снимок уже вряд ли подойдет.

Ну вот, например, вполне приличная по качеству фотография со смартфона (художественной ценности она не имеет, но в данном случае это неважно).

Но нам очень хочется продемонстрировать заснеженные горы на заднем плане. Давайте их вырежем. И что у нас из этого получится? Полный кошмар получится, качество даже для Веба — ниже плинтуса.

А вот, например, снимок на полнокадровую камеру.

И мы хотим вырезать из него примерно такой же по пропорциям кусочек фото.

Разница в качестве вроде бы очевидна.

Почему в камеры смартфонов ставят такие маленькие матрицы, можете спросить вы, неужели туда не влезет матрица побольше? Влезть-то она влезет, только расстояние до объектива здесь такое, что матрицу большего размера изображение из установленного очень близко объектива просто не покроет. Так что производителям смартфонов деваться некуда — только такой размер они могут использовать.

Вторая очевидная проблема — оптическая система, то есть объектив. Хорошие объективы представляют собой сложные оптические системы, позволяющие качественно передавать изображение с минимальными искажениями. В смартфон такую систему не засунешь, так что качество оптики там совершенно другое.


Оптическая схема объектива смартфона LG V30+

3. Различные фокусные расстояния

Очевидно, что в обычный смартфон невозможно поставить объектив с переменным фокусным расстоянием. (Я не говорю об устройствах вроде Samsung Galaxy Camera, которые представляют собой гибрид фотокамеры и смартфона.) Обычно производители ставят объективы с фиксированным фокусным расстоянием в районе 24-30 мм — это достаточно широкий угол с относительно небольшими искажениями.

Если вам потребуется приблизить какой-то объект — это сделать будет невозможно. А так называемое цифровое зумирование вообще не имеет смысла, потому что по сути это обычное кадрирование, а что из этого выходит в случае смартфона — мы уже рассмотрели.

Так что со смартфоном у вас будет объектив невысокого качества и с фиксированным фокусным расстоянием.

Некоторые производители пытаются это как-то разнообразить: например, Apple ставит в свои айфоны второй объектив с фокусным расстоянием 56 мм (портретник), а LG к обычному широкоугольнику в 29 мм ставит сверхширокоугольник с фокусным расстоянием в 15 мм.


Кадр, сделанный на сверхширокоугольник смартфона LG

Однако сути дела это не меняет: со смартфоном вы очень ограничены в фокусном расстоянии объектива, также качество рисунка у этих объективов заметно отличается от объективов фотокамер.

4. Возможности настроек и управления

По вполне понятным причинам смартфоны ориентированы прежде всего на съемку в автоматическом режиме, и даже те из них, которые имеют режим Pro, где можно менять различные параметры съемки, не очень рассчитаны на гибкость в управлении. Да и с настройками камер у смартфонов все намного беднее, чем у фотокамер.

Ну, хорошо, скажете вы, так какую фотокамеру брать для новичка?

На мой взгляд, самые стартовые любительские камеры, стоящие где-то 7-10 тысяч рублей, не особенно имеет смысл приобретать. У них обычно устанавливается матрица 1/2,3″ с кроп-фактором 5,62, которая почти не отличается от матрицы смартфона, объектив там может иметь 10-20-кратный зум, однако сама оптика очень низкого качества, такой фотоаппарат будет медленно и плохо фокусироваться, возможности управления там даже беднее, чем в смартфонах, а кроме того, там часто невозможно выставить какую-то конкретную зону для фокусировки, так что объект для фокусирования фотоаппарат будет выбирать сам и ничего хорошего из этого не получится.

Я сыну, который решил заняться фотографированием, взял для начала дешевенькую Canon IXUS 180, так что имел возможность с ней познакомиться. Он ею поигрался и забросил, так что очень правильно я не брал ничего более дорогого. А эта камера имеет все те недостатки, которые я перечислил, так что явно уж лучше на смартфон снимать, чем на такую камеру.

А если все-таки подбирать камеру с расчетом именно позаниматься фотографией, а не поиграться и забросить?

Заслуживающие внимания камеры делаются на трех типах матриц.

Дюймовая матрица (1″) с кроп-фактором 2,7. На ней, как правило, выпускаются универсальные камеры с несменяемыми зум-объективами. Хотя бывают и камеры со сменной оптикой. Камеры на этой матрице обычно начинаются от 20 тысяч рублей, и дальше цены могут уходить в потолок.

Из недорогих универсальных вариантов (20-25 тысяч) — это модификации Nikon 1 и Canon PowerShot G9.

Очень хороший универсальный вариант на этой матрице — Sony Cyber-shot DSC-RX10 (мой обзор — я на эту камеру сам года полтора снимал и был ею очень доволен), но это уже дороже 50 тысяч за старую модель, а новая (Mark III) — под 80.


Sony Cyber-shot DSC-RX10 Mark III

Также есть прямо-таки отличный сверхкомпакт на этой матрице — Sony Cyber-shot DSC-RX100 (мой обзор третьей модели), но ее пятая модификация стоит 70-80 тысяч рублей.

Что я бы посоветовал для любительских задач на этой матрице? Я бы советовал только Sony RX10 или Sony RX100, но это уже совсем не бюджетно и вряд ли имеет смысл сразу приобретать такую дорогую камеру. (Там применение данной матрицы объясняется или наличием шикарного зума 24-200 мм для RX10, или сверхкомпактными размерами для RX100.) А бюджетные камеры на такой матрице я бы, скорее всего, брать не стал, потому что за те же деньги можно найти более интересные варианты.

Матрица Micro Four Thirds, 4/3 с кроп-фактором 2,0. Здесь много модификаций Olympus и Panasonic Lumix. И на любой вкус — с несменными зумами и сменной оптикой. Цены начинаются где-то от 30 тысяч и могут уходить в потолок — там уже идут очень серьезные камеры вроде Panasonic Lumix GH5 за 170 тысяч или Olympus OM-D E-M1 Mark II за 130 тысяч (мой обзор первой модели этой камеры).

Вот тут уже есть где разгуляться. И Panasonic Lumix хороши, и Olympus OM-D даже младшей модификации E-M10 (особенно если не гнаться за последней моделью) — отличные камеры.


Olympus OM-D E-M10 Mark II

Матрица APS-C с кроп-фактором 1,52-1,6. Строго говоря, их две модификации, слегка отличающиеся размерами, но для простоты будем считать это одной матрицей. Самая популярная матрица для продвинутых любительских камер (и не только любительских). На этой матрице выпускаются как очень популярные беззеркалки, так и зеркальные фотоаппараты от начального до профессионального уровня.

Беззеркалки со сменной оптикой — это Sony Alpha (мои обзоры Sony Alpha A3000 и Sony A6000), Canon EOS M5-M10 и PowerShot G1 (мой обзор), Fujifilm серии X (мой обзор Fujifilm X-M1).

Цены начинаются от 20 тысяч (если с объективом), и, например, Sony Alpha A3500 за 20 тысяч или Sony Alpha ILCE-6000 за 34 тысячи — это уже вполне достойные любительские варианты. Также Canon EOS M10 Kit за 22 тысячи — более чем интересный и вполне компактный вариант (кстати, эта камера у меня сейчас на тесте, скоро будет обзор).


Canon EOS M10 Kit

Ну и также там идет здоровенная линейка зеркалок от начального до профессионального уровня — там, конечно, царствуют в основном Canon, Nikon и Pentax.

Любительские зеркалки начинаются от 17-19 тысяч, какая-нибудь Canon EOS 100D за 26 тысяч по размеру и весу не слишком отличается от недорогой беззеркалки (вот мой обзор ее), и это тоже прекрасный любительский вариант.


Canon EOS 100D

Немного дороже, больше и тяжелее Pentax K-50 — отличная камера.

Так что, как видите, вариантов полно.

Однако после публикации подобных статей читатели любят задавать вопросы из серии: «Ну, хорошо, матрицы там, производители и все такое. Я в этом все равно ничего не понимаю. Скажи мне, какую фотокамеру покупать для ребенка, который действительно решил заняться фотографией, или для меня, ведь я тоже хочу этим заняться. Имя, сестра, имя, ткни пальцем, что брать — по правильному соотношению цены и качества.

Эти вопросы, конечно, вполне имеют право на существование. Я тоже в свое время — много-много лет назад — приходил в магазин и сдуру просил консультанта посоветовать мне камеру. Он меня долго грузил совершенно ненужной информацией, нахваливал количество мегапикселей камер (этот параметр, если не лезть во всякие глубины, играет очень небольшую роль на фоне физического размера матрицы), пытался всучить камеру за, условно говоря, нынешние 50-70 тысяч рублей, и я в результате покупал что-то совершенно мне явно ненужное за большие деньги. И совершенно не знал, как это использовать.

Вот поэтому давайте я прямо в этой статье отвечу на вопрос, что бы я посоветовал не самому начинающему любителю, который хочет приобрести камеру с хорошим соотношением цены и качества, при условии что он на это хочет потратить не более 30 тысяч рублей.

Я бы посоветовал Canon EOS M10 Kit (компактный и легкий вариант со сменной оптикой), ну или Sony Alpha A3500 (A5000) Kit. Впрочем, у Sony это старая модель, а новые ILCE-5100 уже от 50 тысяч.

Если в средствах не так ограничены, тогда, конечно, отличный универсальный вариант Sony RX10 или Olympus OM-D E-M10 Mark II Kit (он со сменными объективами).

Ну и даже для начинающих любителей недорогие, компактные и довольно легкие зеркалки типа Canon EOS 100D — вполне интересный вариант. Потому что они лишены основных проблем продвинутых зеркалок — большого веса и серьезных габаритов.

P. S. Да, ну и при покупке камеры со сменными объективами всегда обращайте внимание на термины в названии модели. Body — это «тушка» камеры без объектива. Kit — это камера в комплекте с объективом, и там указывается, что это за объектив.

Человеку, ничего не понимающему в фотографии и решившему поменять смартфон на камеру, все будет более чем понятно.

От себя добавлю, как немного разбирающийся в фотографии, если человек хочет научиться снимать хорошо и имеет к этому стремление и малость умения видеть, то начинать надо с камеры, имеющей возможность полного ручного управления. Совсем необязательно навороченной и дорогой. Просто для того, чтобы получить навык управления камерой и отработки композиции. Потом, позже, если желание снимать не пропадет и появятся любимые жанры, можно подбирать камеру и оптику именно под это.

Тому же, кто берет камеру в руки только на время отпуска и на шашлыки, и не понимает, что кнопка шЫдевр отсутствует даже в самом дорогом и навороченном хасселе и иже с ним, абсолютно все равно какую камеру покупать. Лишь бы был режим полного автомата. Все остальное зависит только от кошелька и понтов.

Я начал с FujiFilm S200 — и сейчас я понимаю, что даже сейчас это очень интересная и даже уникальная камера.

Потом перешел на Canon SX50. Луна на него фотографировалась замечательно, но это все, что мне понравилось. Съемка в сумерки была для него очень трудной задачей.

Понял, что размер матрицы имеет значение, и перешел на Сони. a37 — недорогая камера с прекрасными возможностями. Но после пары поездок я понял, что мне хочется чего-то поменьше размерами и весом, но с тем же качеством.

Почитал статью Алекса про Олимпус, и перешел на Микру.

Сейчас в наличии OM-D E-M10 и Panasonic GM1. Первый люблю за качество снимков и интерфейс, второй — за размеры и вес. Теперь в поездке у меня готово два фотоаппарата. На Олимпус прицепляю широкоугольник или 12-32 (или 14-45), а на панасоник — 45-150. Все помещается в одну небольшую сумку, нет необходимости перекидывать объективы, можно быстро переключиться с одной камеры на другую. Маленький GM1, прицепленный к 45-150, воспринимается, как часть объектива 😄

Когда иду на прогулку, могу взять с собой только GM1 с 14-м фиксом или 12-32. На 12-32 отлично ставится автоматическая крышка от Олимпуса, и тогда GM1 становится похож на мыльницу. Вытащил, открыл объектив, сфоткал, убрал.

P.S. Все используемые объективы — Панасоник.

но на самый главный вопрос, который мучает всех начинающих фотографов вы так и не ответили — Canon или Nikon? 😄

но на самый главный вопрос, который мучает всех начинающих фотографов вы так и не ответили — Canon или Nikon?

Главное, нужно помнить, что с покупкой камеры траты денег только начинаются! Даже для обычной «мыльницы» нужно будет купить как минимум один запасной аккумулятор и какую-то соразмерную сумку. Ну, и карту памяти, их-то можно брать много, лишних не бывает. А уж для нормальных ILC камер, хоть зеркальных, хоть «псевдозеркальных» типа Sony SLT серии, хоть беззеркальных,- тут и акуумуляторы, и внешняя вспышка, и battery grip, и разная оптика — с разными объективами камера будет давать совершенно разный рисунок, только надо понимать, когда какой объектив лучше использовать. А вспышек можно купить несколько. а к ним еще и передатчик и приемники, чтобы стробить красиво. а к пыхам-то — свои аккумуляторы. а еще стационарные светильники на стойках (или автономные, или такие, в которые пыха же и вставляется). а еще стойка с фонофой такнью, и не одной, а белая, серая, черная и, может, зеленая для кромки.. И так можно продолжать до бесконечности. Потом саму «тушку» (body) можно будет невозбранно апгрейдить, а оптика, пыхи и остальное перейдут от старой к новой без проблем (если только производитель не придумает что-то совсем новое и не совместимое).

Serg Lakhno: Ну, и карту памяти, их-то можно брать много, лишних не бывает.

А их солить, что ли? У меня для любой камеры — только одна карта.

Serg Lakhno: А уж для нормальных ILC камер, хоть зеркальных, хоть «псевдозеркальных» типа Sony SLT серии, хоть беззеркальных,- тут и акуумуляторы

Все в одну кучу. Зеркалкам аккумуляторы запасные не нужны. Беззеркалкам — нужны.

Serg Lakhno: и внешняя вспышка, и battery grip

Ни разу в жизни не покупал для своих камеры вспышку. Да и батарейная ручка для беззеркалок — вполне себе сомнительная покупка.

Serg Lakhno: А вспышек можно купить несколько. а к ним еще и передатчик и приемники, чтобы стробить красиво. а к пыхам-то — свои аккумуляторы. а еще стационарные светильники на стойках (или автономные, или такие, в которые пыха же и вставляется). а еще стойка с фонофой такнью, и не одной, а белая, серая, черная и, может, зеленая для кромки..

Точно. И передвижную фотостудию.

Serg Lakhno: И так можно продолжать до бесконечности.

aag: А советовать брать пыху при покупке первого фотоаппарата — это совет просто выбросить деньги.

Где там написано слово «совет»? Комментарий относился к реакции на вот это утверждение:

Serg Lakhno: Главное, нужно помнить, что с покупкой камеры траты денег только начинаются!

Trilobyte:
Кстати, у Sony RX10 есть альтернатива — Panasonic FZ-1000.

понятно, что в этом у каждого своя история, свои потребности и свой взгляд на разумные компромиссы по части выбора техники, ведь на фото-причиндалы можно потратить денег больше, чем на новый автомобиль.

Я в детстве фотографировал на уже упомянутую здесь Смену 8М, скопил деньги на фотоувеличитель и потом ночами печатал фотки в ванной в тусклом красном свете. Наверное именно этот процесс — печатание фотографий, когда у тебя прямо на глазах проявлялось изображение — было самым волшебным моментом. Это было хорошее хобби для ребёнка. Потом подарили мне мою первую зеркалку Зенит Е, в которой был даже встроенный экспонометр.

Проблема в том, что я всё равно ни черта не понимал в фотографии 😄. Все мои знания были очень обрывочными, всё изучалось методом тыка, все книги по фотографии, которые я пробовал читать были настолько скучны, что я так и не смог ни одну из них прочитать дальше десятой страницы.

И вот лет десять назад, я решил купить себе хороший фотоаппарат, чтобы вспомнить своё детское хобби 😄. Так как нужно было сделать осознанный выбор и как-то себе самому объяснить, зачем и почему я трачу такую кучу кровно заработанных денег, то пришлось разбираться и копать 😄. Больше всего мне помогла вот эта статья , где кратко но понятно изложены основные принципы фотографии. Это было отправной точкой. Я понял, что невозможно объять необъятное и нужно чётко определиться, что именно я хочу фотографировать больше всего и на этом основании делать выбор. Но всё равно, я не был до конца уверен, что после покупки такой дорогой техники (всё-таки даже начальная зеркалка стоила раза в 3 дороже хорошего компакта, который у меня уже к тому времени был), я увижу значительную разницу в конечном результате, и что не заброшу это дело, поигравшись пару недель.

В результате я себе купил самую дешёвую зеркалку начального уровня от Кэнон и легендарную 50-ку со светосилой 1.8 (кит был отброшен сразу, так как в то время его качество было ниже плинтуса). Выгода Кэнона в том, что это самая распространённая марка фототехники и легче всего продать/купить б.у. камеры и объективы этой марки. И только после полугода практики, я смог окончательно определиться, чего я хочу, что мне нужно. И только тогда я впервые в жизни начал думать сам, какие настройки нужно делать, чтобы получались действительно интересные фото. И только через полгода я понял, что мои творческие потребности уже превосходят технические возможности моей техники.

Поэтому я считаю, что для начала более чем достаточно купить или самую дешёвую новую, или даже б.у. зеркалку (а ещё лучше одолжить, если у кого-то из знакомых валяется без дела) и все свои идеи попытаться реализовать на практике. Конечно, для этого придётся разобраться со всеми техническими вопросами, чтобы понимать, как и почему работает автоматика камеры. И когда уже из собственной практики станет понятно, что важно конкретно для своих задач, и делать выбор дорогой техники.

Ведь если человек уже прошёл эту первую стадию, то он начинает понимать, что действительно хорошие и необычные фотографии фотографируются совсем недешёвой оптикой (это касается и разрешения, и «мыла», и даже цветопередачи. ). Конечно, мастер сможет выжать максимум и из простейших камер, но удовольствие от хорошей техники. оно того стОит 😄.

Теперь у меня полнокадровый Никон с портретником Сигма 85/1.4 Art и я просто наслаждаюсь своим хобби 😄

Источник статьи: http://www.exler.ru/likbez/fotografiya-dlya-chajnikov-podbor-kamery.htm


Adblock
detector