Холсты для рисования как выбрать



Школа рисования

Базовые знания каждого художника и иллюстратора

Как выбрать холст для рисования


Холст понадобится, если вдруг вы решили попробовать рисовать маслом или акрилом. Сразу надо сказать, что и тем и другим можно рисовать например на грунтованном картоне, но лучше по ряду причин использовать все-таки холст.

Бесспорно живопись на холсте дарит совершенно другие ощущения, да и картина в итоге выглядит более презентабельно, но при выборе холста нужно знать несколько моментов, которые позволят сделать вашу картину более качественной и получить удовольствие от процесса.

Холсты бывают на подрамнике, на картоне и в рулоне (когда нужно самостоятельно натягивать на подрамник). Материал холста тоже бывает разным — лен, хлопок, синтетическое волокно, мешковина. Так же холст может быть загрунтованный или нет, негрунтованный холст для работы не подходит.
Выбор холста связан с размером работы и ее дальнейшим использованием. Новичкам лучше всего брать готовые (натянутые на подрамник или накленные на картон) холсты, потому что грамотно натянуть или наклеить холст первый раз сложно, его надо еще дополнительно прогрунтовать, собрать под него подрамник или найти нужный картон и первый опыт не всегда может оказаться удачным.

Для мелких мазков, некрупных форматов и первых работ отлично подойдет мелкозернистый или среднезернистый холст. Если нужно показать фактуру и размер картины большой — идеально использовать крупнозернистый холст (плотностью от 280 г/м2). Отлично для больших работ подходит льняной холст с двойным переплетением, но он обычно дороже. Репинский холст (на картинке выше) используется для картин средних и больших размеров, такой холст очень прочен, а за счет крупного переплетения 4 на 4 нити имеет ярко выраженную фактуру. Плюс стоит обратить внимание, чтобы у холстов большого размера на подрамке была дополнительная рейка посередине, чтобы увеличить жесткость самого подрамника и чтобы картина не провисала в дальнейшем под собственным весом.

В зависимости от материала холсты имеют разные особенности.


Лен зарекомендовал себя как лучший материал для холста. Картины на льняных холстах пишутся уже не одно столетие, в отличии от хлопка который как материал для холста появился не так давно. Выбор льняного холста для живописи является среди художников «благородным» и возможно самым хорошим.

При выборе надо внимательно осмотреть ткань, ее текстура должна быть везде одинаковой, без каких-либо полос или пятен со слишком сглаженной текстурой или наоборот с нагромождением «узловатостей». Если подобных дефектов нет — обратите внимание и на направление нитей холста, они должны быть параллельны с краями подрамника. Ткань должна быть натянута параллельно подрамнику, а не как-нибудь наискосок или по диагонали. Это важно, потому что при неправильной натяжке холст со временем может повести, он может пойти волнами, обвиснуть и так далее.

Плюсы льняного холста:

  • лен не поглощает влагу в отличии от хлопка;
  • менее подвержен провисанию со временем;
  • не настолько подвержен механическим повреждениям, удобно рисовать мастихином;

Минусы:

  • льняной холст стоит гораздо дороже хлопкового;
  • вес его немного больше чем хлопка (если говорить о выставках и отправкой почтой картин);
Хлопок


Холсты из хлопка на сегодняшний день, наверное, самые распространенные и пользуются постоянным спросом. На таком холсте приятно и удобно писать картины в любой технике маслом. Первыми холсты из хлопка начали пользоваться в США только в прошлом веке. Им нет еще и века, значит невозможно проверить насколько они долговечны.

Хлопок более мягкий. Льняная ткань отличается от хлопковой большей плотностью и жестокостью, а также узловатостью. Обратите внимание на плотность ткани натянутой на подрамник, особенно это касается холстов из хлопка. Не стоит покупать холст с плотностью меньше 220г/м.кв.

Плюсы:

  • цена холста не столь велика как у льняного;
  • при хорошей натяжке хорошо и удобно писать на хлопковом холсте;

Минусы
подвержен накоплению влаги.

  • легко подвергается механическом влиянию;
  • со временем хлопковый холст может провисать.
Синтетика

Синтетические холсты новинка, появились они совсем недавно, но у них уже есть несколько очевидных преимуществ. Считается, что полиэстер превосходит лён и хлопок, устойчив, прочен и не чувствителен к воздействию масляных красок. Полное отсутствие фактуры делает материал совершенно гладким. Некоторые художники используют в качестве холстов материал для натяжных потолков — у меня к сожалению нет опыта в этом вопросе, поэтому ничего сказать не могу. Так же я почти не видела синтетических холстов, либо просто не обращала на них внимания.

Плотность холста обычно указывается на упаковке. Также, условно ее можно определить и на ощупь, если легко надавить пальцем на холст, на нем не должно оставаться вмятины. Если на холсте остаются следы от нажатий пальцем, на нем либо слишком слабый слой грунта, либо ткань очень рыхлая.

На качественно грунтованном холсте не должно быть никаких просветов «точек», «крестиков» между нитями, участков, на которые не нанесен грунт. Лучше покупать холсты со стандартным, акриловым трехслойным грунтом — на такую поверхность прекрасно ложится масляная и акриловая краска.

Перед покупкой нужно еще внимательно осмотреть подрамник, у него не должно быть внешних острых углов, иначе холст будет рваться. Внешний периметр подрамника должен быть немного приподнят, а внутренний должен уходить вглубь. Холст натягивается только по внешнему округлому краю подрамника, и с лицевой стороны больше нигде к нему не должен прикасаться. Подрамник может быть модульный и тогда со временем можно регулировать натяжение холста, вбивая клинышки в специальные пазы, либо глухой — с такого только снимать холст и перетягивать по новой. Если предполагается, что холст надо будет транспортировать, лучше всего модульный подрамник — его можно разобрать, холст свернуть и отправить в тубусе.

Я большая поклонница холстов на картоне, пишу на них акрилом. Такой холст представляет собой грунтованное полотно (трехслойный акриловый грунт), закрепленное на толстом картоне. Отлично подходит для акрила и масла, дешево стоит, не менее презентабельно выглядит, бывает разных форматов, вплоть до метра. Есть много разных производителей, мне больше всего нравятся холсты Мастер-класс, у них приятный слегка кремовый грунт, бывает разных цветов (черный, сепия, темно-коричневый) и отличное качество, холсты Черной речки, очень ровные и приятные. Холсты Сонет и Brauberg похуже, но тоже неплохие.

Вот примерная этикетка холста на картоне, стоит обратить внимание на плотность, здесь 280 грамм, и на состав — в данном случае 100% хлопок. Ну и указание на грунтовку, обычно еще дописывается «трехслойный акриловый грунт», в данном случае количество слоев не указано, но для работы нормально, подозреваю что обычные три слоя.

Холсты на картоне могут еще быть самых разных форм, я лично видела круглые, овальные и шестиугольные, так что поле для экспериментов огромное.

Так что, зная некоторые моменты, можно выбрать лучший холст для своей картины и писать с удовольствием

Источник статьи: http://artlab.club/school/kak-vybrat-kholst-dlya-risovaniya.html

Как выбрать холст для рисования. Виды холстов

Качество будущей картины зависит не только от мастерства художника, выбранных кистей и красок, но и от основы для рисования. Именно этот фактор определяет, насколько комфортно вам будет работать и как долго проживет ваше творение.

Холст для живописи – не просто какая-то ткань, это специальный художественный материал, чьи характеристики: основа, ткань, зернистость, плотность, качество грунта, должны соответствовать ряду жестких требований. Далеко не каждое полотно может выдержать вес красок и испытание временем.

Содержание

Подрамник и виды основы для холста

Основа – одна из важнейших характеристик холста. Его либо натягивают на подрамник, либо наклеивают на оргалит (древесноволокнистую плиту, ДВП, МДФ) или толстый картон.

Пример холста в подрамнике

Подрамник представляет собой конструкцию из деревянных, алюминиевых или пластиковых реек, на которую натягивается полотно. Холст на подрамнике «дышит», а красочный слой сохнет быстрее и равномернее. Рейки обязательно имеют бортики, которые предотвращают его соприкосновение с основой. Если это произойдет, то он может приклеиться к рейкам, и тогда натяжение изменится.

  • Деревянные рейки изготавливают из твердых пород дерева – сосны, березы, дуба, бука, хорошо переносящих перепады влажности и температуры.
  • Алюминиевые отличаются небольшим весом и долговечностью, но их острые углы и края могут прорезать полотно.
  • Для окончательного закрепления можно обжигать в обычной духовке. Это абсолютно безопасно, так как при этом испаряется только вода.
  • Пластиковые подрамники, хотя и дешевы, но ненадежны и неудобны в работе, с их помощью нельзя как следует натянуть полотно.

Они отличаются и по конструкции.

У глухого подрамника рейки соединены между собой клеем или железными скобами. Отрегулировать натяжение полотна в случае его провисания нельзя.

У модульного подрамника рейки соединяются по принципу «шип-паз», в комплекте идут небольшие клинья (поэтому они также называют клиновыми). Если холст провиснет, то натянуть его можно, забив клинья в специальные пазы.

Плотная основа делает работу с холстом более удобной на пленэре, так как позволяет обойтись без мольберта. Кроме того, наклеенное полотно менее подвержено деформации и повреждениям, нет опасности, что оно провиснет и таким образом, ухудшит качество красочного слоя.

  • Холст на основе из толстого картона – отличный вариант для начинающих живописцев и учащихся. Он подходит для эскизов и этюдов небольшого формата, выполненных акрилом или маслом. Позволяет оформлять работу в стандартные рамы.
  • Основа из оргалита или древесно-волокнистой плиты отлично справляется с многослойным красочным покрытием и обилием декоративных элементов. Минусы: она намного тяжелее, чем картон или даже холст на подрамнике, кроме того, может прогибаться к центру тяжести.
  • Холст в рулоне – это оптимальный вариант для поклонников крупномасштабных работ. От рулона отрезается кусок полотна нужного размера, и художник фиксирует его на подрамник или плотную основу самостоятельно. С одной стороны, это весьма экономичное решение, с другой – натяжка полотна на любую основу требует определенных навыков.

Какую ткань выбрать для холста?

Художники используют для своих работ самые разные ткани из натуральных, искусственных, смесовых волокон, однако они не одинаково пригодны для живописи. Рассмотрим плюсы и минусы наиболее популярных вариантов.

Хлопковый холст

Хлопковая основа – гарантия приятной работы. Это очень послушный и довольно долговечный материал. Дело в том, что на нем начали писать относительно недавно, и испытание временем он еще не прошел.

  • Гладкая и мягкая поверхность с мелкой фактурой.
  • Имеет бело-кремовый оттенок.
  • При хорошей натяжке удобен в работе.
  • Стоит не так дорого, как лен.
  • Легко впитывает влагу, может стать домиком для плесени.
  • Со временем и из-за перепада температур может провисать.
  • Если долго находится на подрамнике, то может деформироваться.
  • По прочности уступает льняному холсту.

Хлопковые холсты предназначены в основном для ученических и любительских работ.

Льняной холст

Льняные холсты считаются классикой и предназначены для профессиональных работ. Их используют в живописи столетиями. После такого испытания временем они зарекомендовали себя с наилучшей стороны. Холсты делают из волокон стебля льна, и потому они имеют характерный серый или желтоватый оттенок. Лен – очень прочный материал, устойчивый к деформации и механическим повреждениям, отлично сохраняет фактуру и форму, поэтому качество рисунка никак не страдает.

  • холст не впитывает влагу и не плесневеет;
  • не провисает;
  • хорошо сохраняет первоначальную зернистость.
  • стоит дороже, чем другие виды холста;
  • весит больше, чем хлопок или синтетика, что неудобно, если картины много путешествуют по выставкам.

Льняные холсты нужно уметь выбирать, и здесь новички могут попасть впросак. Дело в том, что полотно ткут как из длинного волокна, так из отходов обработки пряжи – короткого волокна и очеса.

  • Нити пряжи длинного волокна имеют одинаковую толщину по всей длине и образуют плотное равномерное переплетение.
  • Нити из коротких волокон и очеса очень неровные, на них встречаются узелки, растительные частицы.

Суровое и театральное полотно изготавливают как раз из коротких волокон и очеса, они имеют очень низкое качество, поэтому их лучше для живописи не использовать. Это технические ткани.

Синтетический холст

Холсты из искусственного волокна (100% полиэстер) появились не так давно, и о том, насколько они надежны и смогут ли обеспечить картине долгую жизнь, пока говорить рано.

  • Материал не впитывает влагу, не подвержен гниению и образованию плесени.
  • Небольшой вес.
  • Холст не деформируется под воздействием температуры.

Минусом синтетических холстов считается их малое использование, то есть они еще не проверены временем, а потому профессиональные художники выбирают их редко.

Смесовые ткани

Это холсты, которые сотканы из нитей разных видов. Наиболее популярна комбинация хлопка и льна. Полотно объединяет плюсы обоих материалов:

  • гладкая плотная поверхность;
  • высокая прочность;
  • относительно невысокая стоимость.

Существенным минусом является высокая способность материала впитывать влагу. Холст, состоящий из хлопковых и полиэстеровых (лавсановых) нитей, отличается идеальной ровной и гладкой поверхностью, практически без фактурной зернистости

  • высокая устойчивость к изменению влажностно-температурного режима;
  • более прочный холст, по сравнению с хлопком;
  • подходит для масляной живописи.

Минусы: в различных условиях и хлопок, и синтетика будут вести себя по-разному, кроме того, смесовые ткани используются сравнительно недавно, и как долго картина сохранит свое первоначальное состояние, не скажет никто.

Опытные художники советуют выбирать холсты известных производителей и тщательно изучать состав полотна.

Зернистость холста

Это еще одна важная характеристика живописной основы, на которую нужно обратить внимание при покупке. Зернистость также называют фактурой. Говоря простыми словами, это толщина нити, из которой соткан материал. У негрунтованного качественного холста фактура одинакова с лицевой и изнаночной стороны.

  • Мелкозернистое полотно (плотность 200-300 г/м2) имеет почти гладкую поверхность. Оно подходит для создания портретов, миниатюр и работ в других жанрах, где требуются тончайшие цветовые переходы и детальная прорисовка. Также оно удобно для лессировки, когда краска наносится полупрозрачными слоями.
  • Среднезернистый холст (плотность 300-400г/м2)– универсальный вариант, поскольку подходит для большинства работ разных форматов. Отличный выбор для начинающих живописцев.
  • Крупнозернистые холсты (плотность 500-600 г/м2) – основа для больших работ, написанных густыми красками, поскольку они хорошо держат толстый красочный слой. На них удобно работать мастихином. Учтите, что их фактура будет видна через краску.

Существуют и специфические виды холстов, например:

  • репинский – из длинноволокнистой рогожки с переплетением 4 на 4 нити, имеет очень рельефную крупную фактуру;
  • этюдный – с эмульсионным грунтом, подходит для всех техник;
  • живописный – для масляных красок. Выдерживает толстый красочный слой, но не подходит для акриловых и темперных красок, так как пропускает воду.

Переплетение холста должно быть или полотняным (для льна), или миткалевым (для хлопка). Это означает, что нити утка и основы переплетаются в ткани последовательно, образуя равномерное плетение.

Холст обязан строго соответствовать выбранной технике письма. Так, для гладкой живописи тонкими слоями следует выбирать мелкую или среднюю фактуру. Для пастозной живописи необходимо крупнозернистое полотно. Редкое переплетение не выдержит тяжести красок в любом случае.

Как выбрать правильный грунт? Виды грунта

Грунт – это специальный материал, который наносится на холст для того, чтобы создать прочную связь между основой и краской. Также он необходим для получения какой-то определенной фактуры или фона, которые предполагает задумка художника. Как правило, грунт наносится на основу в несколько слоев.

Многие холсты продаются уже грунтованными, то есть они полностью готовы к живописи, на них нанесены соответствующие проклейка и грунт. Это оптимальное решение для новичков, правда, и здесь есть свои нюансы при выборе, о них мы скажем чуть позже. Также встречаются грунтованный картон и бумага.

Опытные художники предпочитают самостоятельно готовить основу к работе и приобретают негрунтованные холсты в рулонах или на подрамниках. От вида грунта зависит, насколько прочным будет красочный слой.

  • Клеевой грунт – идеальный выбор для масляной живописи, подходит для всех видов основы. Масляные краски хорошо себя ведут себя на клеевом грунте, сохнут относительно быстро, без образования трещин.
  • Эмульсионный грунт подходит для любой основы и всех техник живописи. Он не растворяется в воде, поэтому на нем можно писать не только маслом, но и акриловыми и темперными красками.
  • Масляный грунт предназначен для всех основ, но его предпочитают далеко не все художники. Используется только для тонкой масляной живописи, если вы пишете пастозно, то стоит выбрать другой вариант. Если вы решили самостоятельно нанести масляный грунт, учтите, что он полностью высыхает в течение 10-12 месяцев.
  • Акриловый грунт подходит для масляной, акриловой, темперной живописи, его можно наносить на любые основы. Рекомендуется для самостоятельной грунтовки полотна, так как он очень пластичный и не склонен к растрескиванию.

Как проверить качество грунтованной основы?

  • На поверхности не должно быть никаких зазоров, точек, ниток и т. д. Фактура может проступать только у крупнозернистого холста.
  • Нанесите на натянутый холст живописное льняное масло. Если грунт качественный, то ничего не изменится. Холст сохранит первоначальный цвет и гладкость, хотя весь будет покрыт тонким слоем масла. Если на холсте появились темные пятна, там, где масло через микротрещины проникло внутрь и впиталось в основу, то рисовать на нем нельзя. На готовой картине появятся некрасивые матовые пятна, причем убрать их лаком не получится.

Именно поэтому готовые грунтованные холсты никогда не лишне доработать, то есть покрыть либо готовым акриловым грунтом, либо желатиновым клеем в 1-2 слоя.

Можно ли самостоятельно загрунтовать холст?

Этот вопрос волнует многих новичков. Да, можно, но для этого нужны определенная сноровка, терпение и время. Поделимся самым популярным рецептом.

  • Возьмите желатин (желательно насыщенного желтого цвета) и разведите его по инструкции производителя.
  • Когда желатин остынет, шпателем нанесите его на натянутый холст, тщательно втирая в нитки и отверстия между ними. После просыхания первого слоя нанесите еще один, дайте высохнуть.
  • Теперь нанесите на холст белую фасадную краску, если вы хотите получить цветной фон, добавьте соответствующий краситель. Краска должна иметь консистенцию жидкой сметаны. Нанесите ее в два слоя широкой щетинной кистью, давая просохнуть каждому покрытию.
  • В завершение холст покрывают прозрачной фасадной глубинной пропиткой в один слой. Примерно через 5-7 дней холст будет полностью сухим и готовым к работе.

Некоторые художники добавляют прямо в желатин истолченный мел или сухие цинковые белила, тогда нанесение белой фасадной краски не нужно.

Видео как загрунтовать холст:

Более подробно как загрунтовать холст вы сможете узнать, посмотрев вот это видео:

Решение проблем с холстом

Если вы начинающий художник, обязательно прислушайтесь к советам опытных товарищей. Итак, что делать, если…

Подоткните клинья-колышки в свободные пазы, и полотно выровняется.

  • …на холсте образовалась вмятина?

Такое случается при неправильном хранении, когда на картину опираются подрамником работы меньшего формата. В этом случае сбрызнете полотно с обратной стороны водой из пульверизатора. При высыхании холст снова натянется без изъянов.

Практические советы при выборе холста

  • Обязательно проверьте, нет ли на холсте ткацких дефектов (узелков, прорех, торчащих ниток, неровностей и пр.), которые будут мешать проклейке, грунтовке и нанесению краски, а в будущем разрушать красочный слой.
  • У холста должны быть хорошо прогрунтованы все боковые стороны. Если там есть зазоры, то краска быстро отвалится.
  • Для пейзажей лучше взять холст, у которого грунт имеет натуральный оттенок – бежевый, коричневый.
  • Новичкам лучше избегать крупнозернистых холстов, поскольку просветы нужно заклеивать или дополнительно грунтовать.
  • Если холст на подрамнике, то измерьте ширину рейки. У холстов с наибольшей стороной до 50 см, ширина каждой рейки должна составлять не менее 4 см. Для большего размера –минимальная ширина планки не менее 5,5 см. Для объемных – обязательно наличие поперечных планок.
  • Желательно, чтобы подрамник был модульным, в комплект должны входить специальные колышки для регулировки натяжения холста.
  • Если холст натянут правильно, то на ровной горизонтальной поверхности будет лежать плотно всеми четырьмя углами. Если же он качается, то это значит, что он перекошен, от покупки лучше отказаться.

Вот и все, что нужно знать начинающему художнику о холстах. Желаем творческих успехов!

Источник статьи: http://zvetnoe.ru/club/poleznye-stati/kak-vybrat-kholst-dlya-risovaniya-vidy-kholstov/


Adblock
detector