Штативы для фотоаппаратов как выбрать sony



Как выбрать правильный штатив?
12 главных параметров

Прежде всего, необходимо понимать, что идеальных штативов не существует. Есть три основных характеристики — устойчивость, легкость и умеренная цена, но одновременно штатив может сочетать не более двух из них. То есть во всех случаях вы вынуждены будете идти на компромисс. Кстати, именно поэтому профессионалы обычно имеют несколько штативов на разные случаи.

1. Материал

Здесь мы выбираем между алюминием и углеволокном. Алюминиевые штативы дешевле, устойчивее и тяжелее. Карбоновые — существенно легче, обычно менее устойчивы и стоят дороже. Меньшая подверженность ветру у алюминиевых штативов как раз и определяется их большим весом. Зато карбон эффективнее поглощает вибрацию, а значит, лучше себя ведет с телевиками.

Не менее важно то, насколько далеко и долго вам предстоит носить штатив на себе. Не переоценивайте свои силы.

Manfrotto 055 carbon fibre tripod view

2. Количество секций

Варьируется от 2 до 5. Само собой, что чем больше секций, тем компактнее штатив в сложенном виде. Но стоит понимать: каждая дополнительная секция ухудшает его устойчивость. К тому же, штатив с большим количеством секций уступает в надежности. Но бывают случаи, когда важнее всего компактность.

Manfrotto 117B Video/Movie tripod Inox Legs

3. Диаметр ног

Диаметр самой широкой части штатива — принципиально важен с точки зрения устойчивости. Чем больше диаметр, тем выше устойчивость. По неведомой причине этот параметр обходят стороной и продавцы, и покупатели. И напрасно.

Manfrotto Digi Mini Tripod with Quick Release plate

4. Производитель

Их, в общем-то, великое множество. В основном китайских. Но, дабы минимизировать ошибку при покупке, рекомендуется обращать внимание только на три — Gitzo, RRS и Manfrotto. Скорее всего, именно на последний, так как штативы Manfrotto наиболее известны и лучше всего представлены в магазинах. Хороший штатив не может стоить дешево: действительно качественные модели китайских производителей стоят ненамного дешевле упомянутой «большой тройки». Поэтому нет смысла рисковать, покупая дешевый штатив сомнительного качества.

Manfrotto Super Professional Tripod Mk2

5. Центральная колонна

Если коротко, то центральная колонна удобна в ситуациях, когда прежде всего важна высота, а не устойчивость. Например, в студии. А вот когда важно, чтобы штатив был установлен надежно и крепко, например, при архитектурной или пейзажной съемке, центральная колонна будет просто-напросто мешать. И даже поворотная колонна не решит проблему, поскольку это лишний вес, а практической пользы для большинства любителей она не несет. Опять же, она будет мешать при попытке опустить камеру как можно ниже. Поэтому целесообразно рекомендовать в качестве единственного и универсального штатив без центральной колонны.

6. Высота штатива и съемки

Это важные параметры, которые определяют диапазон работы в вертикальной плоскости. Высота непосредственно штатива важна в первую очередь для высоких людей и в тех случаях, когда вам, например, нужно снять портрет «глаза в глаза». В других ситуациях — это скорее лишний вес и проблемы при транспортировке. Кроме того, при наличии режима LiveView и поворотного дисплея не так уж и нужно непременно наклоняться к видоискателю. Со штатива как раз удобнее фокусироваться по дисплею.

Manfrotto Triman Camera Trpod black without Head

А вот минимальная высота критична при макросъемке или пейзажной фотографии. И, по сути, она определяется пределом раскрытия ног штатива (а также наличием той самой центральной колонны). Если планируется регулярно снимать пейзажи, то стоит убедиться в минимальном значении высоты съемки с конкретного штатива. К слову, если уж вы остановились на штативе с центральной колонной, то присмотритесь к моделям, допускающим ее поворот, ибо это прямо влияет на минимальную высоту кадра.

Настольный штатив Manfrotto Table Top Tripod

7. Диаметр основания для штативной головки

Как правило, на этот параметр мало кто обращает внимание. Между тем, он может порядочно осложнить работу. Маленький диаметр основания (особенно если он меньше будущей штативной головки) плохо сказывается на устойчивости, а слишком большой может стать препятствием при повороте камеры на штативе на 90 градусов — камера просто упрется в основание. Так что основание и головку нужно выбирать одновременно и весьма вдумчиво.

8. Размеры штатива в сложенном виде

Малоприятно будет приобрести штатив и обнаружить, что в сложенном виде он не очень компактный, и с трудом помещается даже в крупный чемодан. Между тем, штатив в путешествии — вещь небесполезная, поэтому если вы планируете регулярно брать его с собой, то учтите размеры.

Manfrotto Carbon Fibre Tripod

9. Крюк для груза

Им оснащены многие штативы, и это очень заметный плюс. Такой крюк не только позволяет повесить фотосумку вместо того, чтобы оставить ее лежать на земле, но и увеличивает устойчивость благодаря дополнительному весу. Так что при прочих равных условиях выбирайте модель с крюком. Пригодится.

Manfrotto Pocket Support Small

10. Наконечники ножек

Они бывают разные: резиновые или стальные; шипы или площадки, а также комбинированные модели. Использование того или иного типа наконечников определяется условиями съемки: втыкать шипы в паркет не очень принято, а резиновые площадки будут менее устойчивы на мягком грунте. В общем, для мягких покрытий лучше шипы, а для твердых — резиновые наконечники.

11. Замок на ногах штатива

Замок не очень существенно влияет на качество съемки, зато весьма значим для вашего удобства. Есть три типа замков.

1. Замок-защелка — примитивно, зато быстро и удобно раскладывать и собирать штатив. Правда, защелки еще и не очень надежно зажимают ноги штатива. В целом, не лучший вариант, несмотря на максимальное удобство.

2. Кольцевой замок — не имеет выступающих частей, так что весьма удобен в транспортировке. Надежно зажимает ноги штатива. Но, увы, штатив с ним — самый неспешный в раскладывании.

3. Барашковый замок — очень неудобен в транспортировке, так как он часто за что-то цепляется. Зато он считается самым надежным по степени зажима ног штатива.

Manfrotto MPRO Carbon Fibre Video Tripod

12. Уровневая площадка

Очень приятная вещь. Ее назначение — принципиально ускорять установку камеры параллельно плоскости поверхности. Буквально одним движением. Это весьма полезно при пейзажной или архитектурной съемке. Вроде бы очевидная идея, а реализуется, к сожалению, не так часто. Впрочем, уровневую площадку можно докупить отдельно, так что если вы планируете активно снимать окружающий мир, то очень рекомендуем приобрести этот полезный дополнительный аксессуар.

Источник статьи: http://rosphoto.com/practice/kak_vybrat_pravilnyj_shtativ-1361

Вместе весело шагать

Штативы появились сильно раньше самой фототехники и применялись для установки наблюдательных приборов, различного оружия и измерительных приборов при строительстве. Разнообразие штативов велико — от подушек-подкладок и присосок до стационарных студийных стендов. Наиболее известны – массовые треноги и моноподы.

В дизайне тревел-штатива Manfrotto Befree Advanced Alpha используется графика и цвета в стиле камер Sony Alpha. Легкий, он сочетает в себе компактность, прочность, легкую настройку и комфортное использование

Для установки аппаратуры на штатив используется «штативный/конгрессный винт» (1/4″ и 3/8″ ГОСТ 3362–75/ISO 1222), ставший стандартным для всех благодаря компании Bilora, использовавшим его впервые в 1909 году.

Большой винт 9,5 мм (3/8 дюйма) сегодня можно встретить либо на «лапе» тяжёлых телеобъективов, либо у исторической техники. Маленький винт 6,35 мм (1/4 дюйма) – почти везде, от про-телекамер до миниатюрных Sony RX0.

Важно! Размер резьбы — Imperial/дюймовая, так что заменить на первый попавшийся болт не очень получится. Однако распространённость столь обширна, что проблем не возникает.

В данном материале я попытался рассмотреть штатив сверху вниз, от его самой верхней до самой нижней точки — поэлементно.

Конгрессный винт 1/4 дюйма используется для установки различной аппаратуры, от профессиональный телекамер до миниатюрных Sony RX0

На дешёвых штативах камера прикручивается винтом, навсегда заделанным в штативную головку. В более серьёзных конструкциях ради совместимости используют длинный винт с контршайбой, которая позволяет притянуть камеру к опорной площадке прочнее. Аппаратура не должна касаться самой площадки – между ними находится амортизационно-фрикционный слой из пробки, резины, твёрдого шероховатого пластика.

Более распространены быстросменные системы. Площадка присоединяется к камере винтом, а устанавливается/снимается на/с головы штатива в одно движение. В «правильных» быстросменных площадках имеется возможность смены конгрессного винта, а сам винт оснащён удобными приспособлениями для крепления, прочными и безопасными для техники. В площадку, помимо присоединительного винта, факультативно добавляется противоповоротный пин — подпружиненный или выкручиваемый цилиндр, предотвращающий возможное шевеление камеры по оси крепления.

Пробковый агломерат создает амортизационно-фрикционный слой, который располагается между камерой и штативной площадкой

Присоединение может быть эксцентриковое или прижимное. Первое чаще всего встречается в конструкциях от Manfrotto, второе – скользящая система Arca Swiss, ставшая распространённой благодаря открытому патенту. В сложных вариантах система Arca Swiss позволяет точно выставить центр тяжести аппаратуры и оснащена ограничителями и фиксаторами для предотвращения случайного падения или криминального сдёргивания техники. В самых профессиональных вариантах можно встретить как дополнительную принадлежность быстросменной площадки — миниатюрный запирающий цилиндр с английским ключом (Cullmann Titan).

Встречаются адаптеры быстросменных площадок, прикручиваемые на упрощённые штативные головки: это даёт бОльшую мобильность пользователя между собственными стандартами производителей.

В комплект штатива Manfrotto Befree Advanced Alpha входит обновленная версия площадки Manfrotto 200PL-PRO. Фронтальный выступ площадки блокирует камеру, предотвращая люфт как при наклоне, так и при вращательных движениях

Пользователь, работающий со штативами различных производителей, должен подобрать единый стандарт площадок, чтобы не выбирать каждый раз нужную. К одной головке могут выпускаться площадки разной длины/площади для различной аппаратуры. Самые миниатюрные площадки редуцированы до размера пуговицы или шкворня (стержня с шариком) и фиксируются в репортёрских поясных системах (Spider Holster).

На штатив можно вообще головку не ставить – оно так устойчивее! Но в основной массе ситуаций применяются головки с различным количеством степеней свободы: 1D, 2D, 3D и шаровые.

Площадка штатива Manfrotto Befree Advanced Alpha спроектирована для работы с моделями Sony A7 и Sony A9, чтобы обеспечить идеальный захват даже в самых неудобных угловых положениях

Допускается поворот вокруг вертикальной оси или наклон. Поворот может дополняться нивелированием. Наклон первоочерёдно необходим на моноподах.

Продольный наклон плюс поворот. Как правило, такие решения работают на видеоштативах или под тяжёлыми объективами и наблюдательными приборами. Поэтому их часто называют видеоголовками. Им не нужен поперечный наклон, но важна возможность плавного движения камеры.

Внешнее отличие – достаточно длинная водящая рукоятка управления движением. На ней часто располагают пульт дистанционного управления стартом записи и зумированием видеокамеры.

Для большей плавности в про-2D-головку встраивают сложные системы управления сопротивлением: пружинные, газовые или гидростатические (их ещё называют флюидными или плавающими). Техника тяжёлая – в соответствии с её весом сменяются пружины и регулируется положение центра тяжести при установке аппаратуры. А в любительские головки встраивают фрикционные (зажимаемые) узлы вязкости. Они создают подобие плавного движения и, к сожалению, не живут долго — аппарат начинает «плыть»/«ползти».

Конструктивно 2D-головки могут быть угловыми или шаровыми. Первый вариант проще, крепче: вертикальная ось, станина, горизонтальная ось.

Штатив Sony VCT-R640 предназначен для использования с фото/видеокамерами Максимальная нагрузка — 3 кг. Высота съемки составляет от 54,8 до 144,1 см. Максимальная нагрузка 3 кг. Масса штатива около 1200 г. Функция головки на 3 положения: наклон 90 градусов вниз и 65 градусов вверх; панорамирование. Имеется длинная рукоятка для управления движением

Все три степени свободы: поворот плюс продольный и поперечный наклоны. Но бывают и дополнительные усложнения. Началось с «2,5D» или «2D+1» — к верхней площадке добавили «кроватную петлю», которая откидывает её (площадку) вертикально. Ненадёжно и примитивно, зато дёшево для производителя. Однако даже эту идею можно исполнить на уровне, соответствующем профессиональным требованиям.

Угловые головки

Конструкции с перекрёстным положением осей. Прообразом большинства подобных изделий стала головка Tiltall TE Original братьев Марчиони. Движением каждого элемента заведует своя зажимная рукоятка. И очень часто встречаются профессиональные головки, которые оперируют не тремя, а четырьмя-пятью степенями подвижности – только это сказывается на надёжности не лучшим образом. Самые совершенные – приводные головы с точным, микрометрическим управлением сдвигом.

Панорамные головки

Самые необычные – нодальные, для высококачественной панорамной съёмки. Они обладают максимальным количеством регулировок, включающих точное позиционирование системы камера-объектив над точкой вращения панорамы. Компьютерное управление панорамированием было модным и остаётся, в некоторых ситуациях, необходимым, но быстро выяснилось, что руками — точнее.

Штатив Sony VCTP300 оснащен 3-позиционной панорамной головкой. Встроенные уровни позволяют проверять боковой и вертикальный наклон камеры при съемке как в вертикальном и в горизонтальном форматах

Шаровые головки

Могут быть двух типов. Первый — с подвижным шаром. На нём находится только шток с уровнями и сменной площадкой камеры, всё управление зажимом и поворотом расположено внизу, у центрального узла. Шаровые головки такого типа уникальны по простоте и лёгкости обслуживания при завидной надёжности;

Второй тип — ретрошаровые головки. Шар закреплён неподвижно у центрального узла, и по нему скользит вся головка, включающая и сменную площадку, и уровни, и систему управления подвижностью вплоть до гидростатических модулей. Одни из самых известных головок этого типа – пистолетные быстрой фиксации. У тяжёлых видеоштативов с головками подобной схемы станина со сменной площадкой скользит по объёмному опорному цилиндру, внутри которого скрыты амортизационные модули.

Сегодня существуют даже шаровые головки с приводным управлением – плавным сдвигом камеры во всех трёх плоскостях благодаря вращению микрометрической кремальеры. Самые удобные – соосные гидростатические регуляторы: у них фиксатор и регулятор плавности хода находятся на единой оси, уменьшая объём и количество рукояток на корпусе.

Самый универсальный и прочный вариант — когда шаровая головка встроена непосредственно в центральный узел штатива. Или максимально с ним интегрирована. Углы наклона ограничены, но прочность – максимальная.

В штативах для профессиональных работ встраиваемый шар сменный, а иногда через него пропускают подвижную центральную колонну, на которой камера/штативная головка с камерой могут наклоняться в любую сторону. Это очень удобно для точного выравнивания аппаратуры при панорамной или интерьерной съёмке. Но – недёшево.

Что разделяет и соединяет штативную головку и центральную колонну штатива? Как правило, намертво заделанный конгрессный винт. Хуже — если головка является частью центральной колонны — это признак «одноразового» штатива. Лучше – если соединяется через шпигат. Так в фотографии называется резьбовой адаптер, фиксируемый в центральной колонне. Ещё лучше, если в площадке центральной колонны предусмотрены фиксирующие головку от поворота радиальные вертикальные винты, хотя бы один. Но в промежутке может устанавливаться дополнительный выравнивающий модуль, рельсы-слайдеры и даже целые краны.

В комплект штатива Manfrotto Befree Advanced Alpha входит шаровая голова Manfrotto Advanced 494 Center ball head. Она оснащена тремя независимыми элементами управления, а именно: основная ручка для управления сферической блокировкой; встроенная ручка управления трением, которая регулирует тяговое усилие шара для балансировки веса оборудования; отдельный фиксатор горизонтального панорамирования

Центральная колонна

Важно, чтобы в нормальной съемке центральная колонна обладала консольностью, то есть подвижностью. А за что боролись? Чтобы поднять центральную колонну из узла более чем на «два кулака». Это означает согласие на серьёзное снижение резкости изображения. Конечно, существуют особые ситуации, но их и рассматривать следует отдельно. А с опытом понимаешь, что без центральной колонны вполне можно обойтись.

Тут же отметим, что современная внутрикамерная/матричная многоосевая стабилизация изображения (5-осевая второго и третьего поколений) достаточно интеллектуальна, чтобы определять самостоятельно работу камеры со штатива и включать соответствующий режим. Выключать её не надо (в отличие от первого, 2-осевового, поколения матричной стабилизации), особенно при работе на нестабильных поверхностях, например, с автомобильного моста.

В профессиональных моделях центральная колонна не только переворачивается, укорачивается и удлиняется при необходимости (как вставками, так и телескопически), но и заменяется на другую. Она может быть миниатюрна и представлять собой фиксируемый «пенёк» в полтора дюйма, а может достигать полутора метров .

Сечение колонны может быть как круглым, так и призматическим, что позволило значительно уменьшить диаметр пакета сложенного штатива с одновременным повышением жёсткости. У ныне популярных туристических штативов центральная колонна со штативной головкой прячется меж сложенных ножек оборотной конструкции (Gitzo). Того же эффекта при не-переворотных ножках можно достичь, перевернув для транспортировки только колонну.

А в нижней точке центральной колонны закрепляется крюк для принадлежностей, чаще всего на него вешают кофр для увеличения устойчивости штатива. Наконец, немало центральных колонн, превращающихся в монопод.

Высоту штатива Sony VCTP300 можно настраивать в диапазоне от 364 мм до 1587 мм. Угол раскрытия ног штатива составляет 24, 45 и 75 градусов. Благодаря конструкции из магниевого сплава, прочная конструкция позволяет выдерживать нагрузку до 2,5 кг. Собственная масса штатива около 1,4 кг

Центральный узел

Какие бы ни были ноги, центральный узел штатива выполняется из алюминиевых сплавов. Как правило, это литой узел из нескольких элементов, между которыми упакованы механизмы зажима/привода центральной колонны и ножек штатива.

Когда прочитаете, что в конструкции используется магний, вспомните, что алюминий и магний – близнецы-братья, и название зависит от считанных процентов перевеса в химической формуле. И уж совсем весело становится, кода читаешь хвастливую рекламу про использованный титан.

Как мы выяснили для себя раньше, база центрального узла может быть плоской/глухой, со встроенным нивелирным шаром или с шаром, сквозь который проходит центральная колонна, или с наиболее частым вариантом – сквозной центральной колонной различного профиля.

Центральные узлы некоторых штативов дополнительно оснащаются выдвижной муфтой или откидным кольцом для переустановки колонны в латеральное/горизонтальное/произвольное положение.

Угловое положение ножек управляется ступенчатым полуавтоматическим подпружиненным замком в верхней части верхнего колена каждой ножки или регуляторами положения в верхнем торце каждой ножки. В норме они имеют три положения: минимум (15 градусов), среднее (55 градусов) и максимум (80 градусов) от «парковочного». Редко, но встречаются модели с парой промежуточных фиксаций. Про-модели способны улечься на пол (при укороченной/снятой центральной колонне), в них даже могут предусматриваться дополнительные упоры-коленки. Простейшие модели открываются в единственную позицию.

В комплекте со штативом Sony VCTP300 поставляется съемная головка, которую можно легко заменить на другую в зависимости от задач съемки

Благодаря простейшим штативам хорошо известны промежуточные распоры ножек, обеспечивающие хлипким «одноразовым» конструкциям хоть какую-то жёсткость. В самых продуманных из них возможна жёсткая фиксация ножек «балясинами» – их центральная точка скольжения опускается чуть ниже горизонтального положения. А в профессиональном мире мы увидим, что такие распорки могут быть весьма функциональны.

Система Sachtler Mid-Level Spreader жёстко фиксирует персонально изменяемую длину каждой поперечины, удерживая ножки в заданном положении. У Velbon SEF-3 поперечины имеют персональную скользящую точку фиксации с индивидуальной клипсой – и так же держат заданную позицию.

Дальше всех конструктивно ушли редчайшие штативы Uni-Loc и Benbo. Их центральный узел – наследство складных пулемётных станков Первой мировой войны, это четыре трубы на гнутой оси (посмотрите на виртуальную ось суставов своей кисти). Три ножки и центральная колонна произвольно вращаются вокруг оси, пока не закручивается фиксирующий винт. Он стягивает пакет так сильно, что никакой подвижности не остаётся. Штатив можно распереть в дверной проём или в норе — так, что ножки будут напоминать паутину, а центральная колонна будет направлена по оси прохода. Такие штативы активно используются в анималистике, спелеологии и специальной фотографии. В диком поле ничего надёжнее и удобнее нет.

Иногда в центральном узле мы можем обнаружить дополнительные гнёзда 3/8″ для принадлежностей, например, для вкручиваемого винта-антабки под ремень.

Профессиональные видеоштативы оснащаются двойными/парными трубками в каждом колене; фотоштативу достаточно по одной телескопической трубке в каждой ножке.

Разъем Easy Link у штатива Manfrotto Befree Advanced Alpha предназначен для установки различных дополнительных устройств

Материал для изготовления ног

Дерево (Berlebach, Ries) – выдержанные клеёные бук, граб, ясень, клён, берёза, белый дуб, красное дерево. Как правило, это складные (или – вкладные) скользящие профильные пАрные рейки с металлическими фиксаторами. Колоссальная устойчивость! Воды не боятся – только огня и недобрых рук.

Карбоновые — есть почти у всех серьёзных производителей, но. Углепластик в виде волокна можно свить или сплести, можно использовать разнонаправленные слои и слои с различными видами плетения, добавлять в слои пружинные элементы – слоёв может быть от 2 до 18. Телескопические карбоновые трубки имеют заложенные внутри рёбра жёсткости и технологические направляющие выступы. Ещё более совершенны трубки из базальтового волокна и его комбинаций с углеволокном. Заданные свойства обеспечивают активное гашение вибраций широкого диапазона, минимальные коэффициенты термических расширений, великолепную гибкость и ударную прочность. Но создание таких ног – уникальная, дорогая работа высокой стоимости.

Металлические: практически все известные — используют алюминиевые сплавы. Металлическая ножка может иметь открытый профиль – это дорого и сложно сегодня, закрытый коробчатый или трапециевидное сечение. Большинство дешёвых штативных ног — круглые.

Сразу же отмечу: металлический штатив долговечнее (хотя с чем сравнивать – вон стоит 200-летний деревянный. ), дешевле, но тяжелее и громче (!).

Сколько колен должно быть у телескопических ног

Для профессиональных задач достаточно двух-трёх. Крайний случай – четыре колена, но больше – уже очень высокий риск паразитных колебаний. Четыре колена покупают «на всякий случай», но стараются нижнее, самое тонкое — не использовать. Пятиколенные штативы – пафос в чистом виде. Исключение составляют про-монстры. Например, в сложенном состоянии длина 6-коленного штатива Gitzo Systematic Series 5 Giant GT5563GS достигает 73 см, масса – 3,56 кг; а в разложенном состоянии до точки крепления камеры – 278 см, грузоподъёмность – 40 кг.

Вот тут – отмечу, что самих ног не обязательно должно быть три. Novoflex QuadroPod имеет их четыре. Причём ножки модульные, они произвольно могут заменяться на жёсткие штанги или гибкие валы с присосками или струбцинами на концах. Даже две ноги встречаются: модульный «приклад» для фотографов-анималистов BushHawk имеет встраиваемый бипод, складной и раздвигаемый, такой же, как у снайперских винтовок. И одна нога – решение суперпопулярное: моноподов много хороших и разных.

Ноги штатива Sony VCT-P300 складываются под углом 180 градусов, что позволяет добиться портативности в сложенном состоянии — около 30 см. Каждая нога состоит из шести секций и оснащена удобным фиксатором для быстрой настройки.

Винтовые стяжки/зажимы

Самые древние и наиболее надёжные замки для ног штатива. По сей день применяются и на деревянных, и на металлических штативах. Для телескопических ножек, особенно круглого сечения, важен равномерный обжим ножки фиксатором, поэтому «закрутки» делают с пружинным компенсатором термического расширения и регулировкой степени зажима. Простота конструкции позволяет разбирать для ухода весь узел, например, Benbo Trekker, который зачастую приходится ставить в жидкую прибрежную грязь лесного озера. Поэтому его верхнее колено – самое тонкое, а нижнее самого большого диаметра и герметично закрыто снизу, чтоб можно было поставить в воду до самого зажимного винта.

Шариковый замок

Его изобрели в конце 18 века для складных европейских зонтов. Впоследствии подпружиненный шарик упростили до пластинки с выступом, но принцип остался. В 1909 году компания Bilora создала компактный штатив с таким замком ножек и к 1930 году сделала его компактным, удобным для переноски в боковом кармане или на дне саквояжа. Доработанный шариковой замок используется и сегодня. Однако надёжность такого решения обеспечивается только сочетанием применения высоких технологий и ручной работы.

В свое время в штативах успешно использовался шариковый замок, который изобрели в конце 18 века для складных европейских зонтов

Цанговый замок

Точное и аккуратное решение, обеспечивающее максимальную компактность. Изначально, на бОльшей трубке делались надрезы, сжимающие меньшую трубку при накручивании обжимающей коронной гайки. Проблем оказалось много.

Требовалось учитывать коэффициенты термических расширений, смазывать, беречь от перекосов и попадания в сустав пыли и влаги, для роспуска требовалось откручивать резьбу достаточно долго. Для улучшения и ускорения процесса стали добавлять фасонные и опорные шайбы, которые и сами по себе неплохо перекашивались, загрязнялись и заклинивались. Цанга долгое время была профессиональным, но не удобным инструментом.

Ситуация изменилась с появлением углепластиковых ножек: дорогое решение вызвало появление усовершенствования: герметичность разъёма, фторопластовые шайбы, торцевые вкладыши из различных видов полиэтилена/поливинила, специальные сорта резины.

Правильный подбор материалов внутренних шайб и проработка механики цангового замка – гордость каждого из производителей. Нынешние цанги достаточно повернуть на 15-20 градусов, чтоб полностью освободить ножку. Высшее достижение – Gitzo Ocean Traveler, способный нормально работать, стоя в солёной воде.

Показатель качества сборки ножек штатива с цанговыми зажимами – сопротивление и сипение выходящего воздуха при складывании штатива вследствие притёртости его узлов.

Особый вариант цангового замка – внутренние скользящие зажимы. Внешне такой штатив необычен, замок только один на каждой ножке – вблизи от точки крепления к центральному узлу штатива. Верхнее колено – наименьшего сечения, нижнее – наибольшее и герметичное (для установки в грязь). Такие штативы дОроги и редко встречаются, Cullmann Titan считается студийным, а Manfrotto NeoTec – репортёрским: один нажим на клавишу и ножки сами вылетают на высоту, заданную фотографом.

Редчайший вариант – Manfrotto 058 Triaut с пневматическим управлением внутренними цангами. Это чисто студийный тяжёлый штатив, под центральным узлом которого – набор рычагов, управляющих золотниками пневматической системы удлинения каждой из ножек или нивелированием положения всего центрального узла.

За фиксацию всех секций раздвижных ног Sony VCT-P300 отвечает одна шайба, что позволяет очень быстро настроить необходимое положение и высоту штатива

На сегодняшний день наиболее популярный способ фиксации ножек штатива. Изначально они были металлическими, с пружинным обжимным кольцом и фиксирующим язычком-выступом, без регулировок. Это было сложное, дорогое в производстве и капризное в использовании решение, требующее постоянного контроля.

С появлением доступных разнообразных пластмасс, защёлкиваемый замок моментально заполнил собой весь рынок. Несколько изменился профиль трубок – чтобы было чему пружинить. Простота, скорость фиксации и дешевизна очаровывает, но вызывает нарекания. Пластик трётся и стачивается, боится температурных колебаний, ударов, влаги, замок открывается от вибраций.

Появление дешёвого углепластика и переход к композитным материалам позволил встроить пружинные регулировки узла запирания откидной клипсой. Силу сжатия теперь можно регулировать и, главное, не перетянуть пружину.

Муфта стяжки вокруг стыка ножек по-прежнему может лопнуть и от удара, и от изменения температуры. Но теперь этот вариант замка используется даже на профессиональных моделях.

Клипсы — наиболее популярный способ фиксации ножек. Штатив Manfrotto Befree Advanced Alpha оснащен механизмом блокировки QPL Travel, который уже используется в профессиональных штативах Manfrotto 190-ой и 055-ой серии. Механизм регулировки высоты обеспечивает легкую установку, а также стабильность во всех конфигурациях

Новейшее решение

Самый новый замок, разработанный в 2001 году компанией Velbon, это Twist Lock Trunion Shaft. Он используется в любительских и лёгких туристических штативах серий. Композитная нога с ребром сдвига формы по всей длине расклинивается по всей длине контакта (а не только в точке зажима) с жёсткой фиксацией по все длине контакта. Восемь колен открываются одним движением и фиксируются поворотом за «копытце». Для точной регулировки имеется дополнительное кольцо на втором колене.

Что находится на ножках штатива

Мягкие муфты на одной или нескольких ножках предназначены для крепкого хвата, для предотвращения запотевания кисти фотографа, несущей штатив, для защиты от примерзания при минусовой температуре.

О переноске штатива производитель думает, когда предусматривает ушки для ремня на центральном узле и продуманные держатели для накидной петли на ножках.

На боковой поверхности второй-третьей и т. п. ножек наносится градуировка, с помощью которой штатив удобно выставить ровно в то же положение, которое было в предыдущий раз.

На уровне вторых замков раскрытого штатива между ножек растягивают своеобразный «гамак» (Hammock/Apron/Stone Bag) для временной укладки принадлежностей. А в сложных случаях между ножек штатива и центральной колонной закрепляют поперечные распорки-усилители.

Поверхность верхнего колена покрывают многослойным защитным лаковым или самозатягивающимся (тиксотропным) покрытием с рисунком, например, камуфляжным.

На верхнем колене ножки часто закрепляют поливиниловые обоймы с регулировочными ключами, которые нужны для подстройки зажимных клемм клипс.

На поверхности ножек штатива может наноситься градуировка, с помощью которой удобно выставить штатив в предыдущее положение

На чем штатив стоит

Шипы могут быть пластиковые, стальные и алюминиевые. Встречаются великолепные подделки из крашеного под алюминий пластика.

На корпус шипа может надеваться или навинчиваться резиновая крышка – она же и упор. Или шип вдвигается (выдвигается) в ножку вращением резьбовой муфты, или сам сидит на резьбе и вывинчивается из ножки.

В некоторых случаях шип фиксируется ключом или отвёрткой, а может иметь внутренний распорный хвостовик, вставляемый в трубку ножки снизу. Возможна и внешняя посадка поверх резинового упора; на базе этой идеи существует и вбиваемый в твёрдый грунт шип. Шип может быть заменён на сложный, двойной или тройной для надёжного упора при разных положениях раздвинутых ножек.

Есть и такое остроумное решение. Благодаря прямоугольному сечению, нижнее колено вынимается и переворачивается. С одной стороны у него шип, с другой – резиновая пятка. И шип, и пятка – заменяемые, на резьбе.

Совершенно великолепны дополнительные самоориентирующиеся резиновые упоры, подобные присоскам и увеличивающие площадь опоры штатива.

На корпус шипа может надеваться резиновый наконечник

Удобная вещь. С карабином — с одной стороны или с парой затяжных петель – с обеих. Но есть и тут разнообразие – от короткого кистевого ремня-темляка для контроля оборудования до удобного ремня через плечо с фастекс-клипсами.

Фотографа выгоняют из дома не за количество фототехники, а за количество сумок. За штативы, как показывает опыт, тоже не выгоняют.

К сожалению, плоские штативы распространены сегодня мало, да и в целом компактные штативы, помещающиеся в основной кофр, достаточно редки. Чтобы подвешивать штатив снаружи (сбоку или снизу к сумке или сбоку или сзади к рюкзаку) имеются специальные крепления, дополнительные держатели – хольстеры. Но. есть опасность, что штатив поцарапается, ударится.

По этой причине рекомендуется хранить и перевозить штативы в специальных штативных сумках. Сумка может быть тонкая или с амортизирующими стенками. В последнем случае у неё может быть несколько ремней, карманы для ключей-отвёрток и прочего. В кое-какие сумочки вмещается полный набор штативов и стоек неплохой студии.

Случается, появляется необходимость закрепить штатив или саму камеру в необычном, и, главное, неудобном месте. На помощь приходят следующие решения.

Компактный, легкий и прочный, штатив Sony VCT-P300 в сложенном состоянии штатив легко помещается в фоторюкзак. Длина — чуть меньше 30 см, масса 1,4 кг

Каждый производитель штативов выпускает их несколько видов, поэтому можно подобрать те модели, которые окажутся полезными именно для вашей съемки.

Великолепны как вспомогательный вариант. При желании с их помощью можно притянуть штатив к корпусу автомашины. Затяжка производится, как правило, ременными лебёдками.

На присосках перемещают гигантские листы стекла на производстве. Используемые в фотографической практике присоски оснащены встроенным нажимным насосом, иначе могут быть опасные потери. Одна маленькая присоска удержит видеорегистратор или спорт-камеру, а если присоску побольше прикрепить к потолку – получим вертикальную подвеску для достаточно тяжёлого оборудования.

Для транспортировки штатива Sony VCT-P300 можно использовать комплектный чехол

Мягкая опорная платформа

Самый простой способ стабилизировать камеру – подложить что-то мягкое на жёсткую опору. Это может быть свёрнутая куртка, набитая «мягкой рухлядью» велосипедная сумка, наследница перемётной седельной сумы. Благодаря наполнителю аппаратура сохраняет заданное положение и защищена от вибраций.

Липкий штатив

Полусфера с внешним штативным контактом наполнена изнутри силиконовой «жвачкой», прилипающей почти ко всему минут на 20. Кроме винила… При температуре выше 20 градусов – отлипает быстрее, затем – много быстрее. Как говорится, пусть наши враги этим пользуются.

Мощные студийные стенды – это скала в центре фотостудии. Вес студийной стойки доходит до 300 кг. Внутри вертикального корпуса плавает на тросах противовес (килограммов на 50 бывает), позволяющий сделать самую тяжёлую аппаратуру невесомой и неподвижной. Некоторые стенды даже моторизованы.

В видео представлены основные характеристики штатива Sony VCT-P300

Безусловно, даже в таком объемном обзоре сложно охватить все нюансы штативных решений и технологий. Тем не менее я надеюсь, что многие фотографы, от начинающих до профессионалов, вынесут для себя что-то полезное. Пускай этот материал станет для них отправной точкой для самостоятельного изучения.

Источник статьи: http://www.sony.ru/alphapro/articles/vmeste-veselo-shagati-obzor-shtativov


Adblock
detector