Тренинги для родителей как выбрать профессию



Тренинг по профориентации для родителей «Лабиринт профессий»

Тренинг по профориентации для родителей

Цель : вовлечение родителей в обсуждение вопросов, связанных с планированием «жизни после школы» будущего подростка; оптимизация распределения ответственности за принятие решений в системе детско-родительских отношений.

Участники: родители обучающихся

Оборудовние: клубок, «Цветок вопросов», ручки, листы бумаги, анкета «Знаете ли Вы своего ребенка?», «Корзина идей», карточки с ситуациями, карточки с названиями профессий, бейджи.

Приветствие родителей (звучит спокойная музыка). Психологический настрой.

Продолжить фразу «Я рада вас видеть сегодня…» (клубок передается по кругу всем родителям . Постепенно разматывая, родители продолжают предложенную фразу).

Ведущий: Вот так, как этой нитью, все мы связаны общей проблемой: как сформировать позитивное отношение детей к выбору будущей профессии . Сегодня я хочу предложить Вашему вниманию тренинг по профориентации «Азбука профессий» под девизом « Это в наших силах » . Подумайте и скажите, как вы понимаете девиз?

Ведущий: Предполагается, что к возрасту 14 – 15 лет подросток готов самостоятельно либо при помощи ближайшего окружения и специалистов оценить свои способности и интересы, осуществить некоторый предварительный профессиональный выбор, спрогнозировать последствия своих решений и затем заняться планомерной целенаправленной деятельностью в соответствии с поставленными образовательными целями.

Переходный возраст детей – показатель того, что в семье возможно развитие нормативного кризиса. Сущность его заключается в перераспределении власти в семье. Наступает момент, когда родителям необходимо поделиться с подрастающим ребенком имеющейся у них огромной властью, так как воспитательная миссия по отношению к ребенку исчерпана либо подходит к концу. Надо отметить, что консервативные схемы устройства семейной жизни, как правило, заставляют семьи держаться за привычные стереотипы. Любое новое, любые попытки изменения вызывают страх и сопротивление. На данном этапе от родителей требуется перестройка способов общения с подростком. Сегодня мы постараемся проиграть моменты взаимоотношений родителя и подростка в рамках выбора дальнейшего профессионального пути.

Упражнение «Цветок вопросов»

У нас есть необычный цветок. На каждом лепестке вопрос. Я предлагаю вам выбрать лепесток и ответить на вопрос.

Знает ли Ваш ребёнок о вашей профессиональной деятельности ?

Знает ли Ваш ребёнок, кем работают (работали) его дедушки, бабушки?

Знаете ли Вы, кем хочет стать Ваш ребёнок?

Кем бы Вы хотели видеть своего ребёнка в будущем?

Как и во что играет Ваш ребёнок дома? От чего это зависит?

Вывод: по ответам можно понять, что Вы уделяете внимание профессиональному самоопределению детей. Как мы знаем, дети в раннем возрасте хотят быть похожими на своих родителей .

Упражнение «Машина времени»

Представьте, что вы перенеслись на несколько лет назад.

Каким вы представляли свое профессиональное будущее ?

Кто и как помогал вам в осуществлении ваших планов?

Как родители отнеслись к вашему выбору?

Были ли разногласия по поводу вашего выбора с родителями ?

Какие личные качества и навыки помогли вам реализовать свои планы?

Осуществились ли ваши мечты?

Хотели ли что – то сейчас изменить?

Упражнение «Знаете ли вы своего ребенка?»

Это упражнение поможет охарактеризовать вашего ребенка для определенной профессиональной деятельности.

Я считаю, что мой сын / дочь может претендовать на профессию (профессии),

Ведущий: Выбор профессии для каждого человека – это очень важно. Сегодня мы обсудим вопросы профессионального выбора . Начнем с вопроса о том, зачем вообще нужно выбирать профессию ?

Упражнение “Закончи предложение” (участникам по очереди быстро закончить предложения)

Выбирать профессию нужно чтобы….

Хорошая профессия , это профессия которая …

Если бы я был современным выпускником, то пошел бы учиться на … потому что…

Упражнение «Ситуации» Предложите выход из создавшейся ситуации

Я представлю вам нашего героя Илью. Илья учиться хорошо, но никаких особенных достижений в его жизни нет. Любит быть в центре внимания. Самая яркая черта, которую ещё можно отметить, – это то, что он очень избалован. Ему хочется всего самого лучшего, и во всем он находит недостатки. Вот недавний пример: просил родителей подарить ему на день рождения новый телефон. Они купили ему самую дорогую модель. Так ему не понравилось. Через несколько дней он выгодно обменял телефон на другую модель. И так во всем: обсуждает, критикует, но никогда не остается в проигрыше. Сейчас он в девятом классе. Пришла пора выбирать профессию…

Какую профессию ему выбрать? Предложите ряд профессий, описав их достоинства и недостатки.

Родители обсуждают данную ситуацию

Наташа учится в 11 классе. Она пока не знает, кем хочет стать. Учится средне, хотя по некоторым предметам у нее хорошие оценки: по биологии, математике и литературе. Наташина мама настаивает, чтобы дочь подтянулась по ряду предметов и поступила в медицинский институт. Но девушку это не очень привлекает, так как в медицинском институте надо много учить, и она боится, что не справится. Подруги уговаривают Наташу пойти в колледж учиться на бухгалтера, и она, скорее всего, согласиться, так как для нее главное в жизни – общение, и без подруг ей трудно. Как поступить Тане?

Родители обсуждают ситуацию.

Ведущий: Анализ статистических данных по занятости населения в ДНР позволяет сделать некоторые прогнозы, полезные для рынка образования. Так, численность занятого населения, имеющего высшее образование имеет тенденцию к увеличению, в то время как численность населения с более низким уровнем образования имеет обратную тенденцию. Это свидетельствует о большей востребованности высшего образования.

Профессии, которые будут наиболее востребованы в 2020 году. По сведениям республиканского центра занятости, значительное место в списке наиболее востребованных вакансий занимает строительство (каменщик, сварщик, сборщик мебели, электрик, столяр, кровельщик), медицинские работники (врачи разных специальностей, медсестры, акушерки, санитары.). Республика остро нуждается в опытных педагогах по профильным предметам (математика, химия, физика и пр.). В сфере обслуживания: кухонные работники, официантки, горничные, мастера маникюра, парикмахеры. Транспорт: водители троллейбусов и трамваев.

Упражнение «Престижные» и «не престижные» профессии

На стульях, поставленных в круг, лежат карточки с названиями и кратким описанием профессий: автомеханик, дворник, строитель, актер, животновод, программист, священник, ведущий телерадиопрограмм, журналист, продавец, учитель, водитель, инженер, психолог, экономист, врач, менеджер, режиссер, милиционер, сантехник, юрист.

Ведущий: Придумайте несколько словосочетаний со словами «престиж», «престижный». Как вы понимаете слово «престиж»? Как престиж влияет на выбор профессии? У каждого из вас есть список профессий. Отметьте в этом списке три, на ваш взгляд, самые престижные и три самые не престижные профессии.

Участники зачитывают свои списки с комментариями, а ведущий записывает на доске профессии, которые звучали чаще всего.

Ведущий: Одна из самых распространенных ошибок при выборе профессии — выбор из соображений «престижа». Но «престиж» — понятие относительное. Сто лет назад профессия шофера считалась более престижной, чем профессия актера. Что касается моды на профессию, то, как говорил Станиславский, мода существует только для тех, кто не умеет одеваться сам.

Упражнение «Шуточная разминка»

Переставьте буквы в словах. Чтобы получились названия профессий: рвач – врач , терка –актер, марля –маляр, авдотка –адвокат, старина –санитар, реженин – инженер, вертерина –ветеринар, тольдиев – водитель, катадов – адвокат,

Каждому участнику необходимо составить рассказ о типичном трудовом дне работника, профессия которого написана на бейдже (повар, врач, юрист, продавец, полицейский ….) Рассказ должен состоять только из существительных. Тот, кто описал рабочий день большим количеством существительных, побеждает.

Например, «юрист» : закон, судья, право, следователь, прокурор, нотариус, юрисконсульт, адвокат, постановления, правила.

Упражнение «Могу, хочу, надо»

Участники объединяются в три группы («Хочу», «Могу», «Надо»). Один участник группы «Хочу» делает шаг вперед и говорит: «Я хочу быть бухгалтером (любая другая профессия)». Участники группы «Надо» отвечают: «Тогда тебе надо хорошо знать математику (любое другое необходимое для профессии условие)». Если выдвинутое условие соответствует способностям и возможностям участника группы «Хочу», он переходит в группу «Могу». Каждому участнику группы «Хочу» группа «Надо» говорит не более трех фраз. Упражнение продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в группе «Хочу».

Ведущий : Давайте попробуем выработать правила выбора профессии , чтобы избежать ошибок.

Дайте своему ребенку право выбора будущей профессии .

Обсуждайте вместе с ним возможные «за» и «против» выбранной им профессии .

Рассматривайте выбор будущей профессии не только с позиции материальной выгоды, но и с позиции морального удовлетворения.

Учитывайте личностные качества своего ребенка, которые необходимы ему в данной специальности.

Если возникают разногласия в выборе профессии , используйте возможность посоветоваться со специалистами-консультантами.

Не давите на ребенка в его выборе, иначе это может обернуться стойкими конфликтами.

Поддерживайте ребенка, если у него есть терпение и желание, чтобы его мечта сбылась.

Если ваш ребенок ошибся в выборе, не корите его за это. Ошибку можно исправить.

Если ваш ребенок рано увлекся какой-то профессией , дайте ему возможность поддерживать этот интерес с помощью литературы, занятия в кружках и т. д.

Помните, что дети перенимают традиции отношения к профессии своих родителей !

Ведущий: Существует так называемая формула выбора профессии . «Хочу» – это интересы, склонности, желания, мечты. «Могу» – это психофизические возможности, здоровье, способности, т. е. профессиональная пригодность . «Надо» – это потребность в кадрах на рынке труда, востребованность профессии . Если ребёнок сможет совместить хочу + могу + надо, то его профессиональный выбор будет удачным .

Ведущий : Уважаемые родители! Выбор профессии , чтобы ни думали по этому поводу сами дети, – дело семейное. Семья – это то пространство, где формируется отношение к работа, профессиональной деятельности . У каждого из нас, взрослых, есть свое представление о работе, которое мы, порой сами того не ведая, передаем ребенку. Если родители относятся к работе как к значимой части собственной жизни, рассматривают ее как средство самореализации и самовыражения, то ребенок с раннего детства усваивает , что удовлетворенность жизнью напрямую связана с работой, и наоборот.

И, наконец, самое главное для наших детей : в каком бы возрасте они не были – это ощущение поддержки со стороны взрослого. Для детей важно , что они не одни, что рядом находится тот, кто поможет, подскажет. Это ощущение придает уверенность в их силах и побуждает к достижениям уже в будущем. Спасибо за работу.

Уверена, что каждый из вас задумался о том, как сложно выбрать профессию . И как это важно для наших детей . Здоровья, благополучия, удачи в воспитании и образовании детей . Успехов в выборе профессии !

1. Анн Л. Психологический тренинг с подростками. – СПб.: Питер, 2003, 272 с.

2. Пряжников Н.С. Игровые профориентационные упражнения. – М.: “Институт практической психологии”. Воронеж: НПО “Модэк”, 1997, 56 с.

3. Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии: Научно-популярное издание. – М.: Генезис, 2002.

4. Социальная психология и этика делового общения: Учеб. пособие для вузов/Под общей ред. В.Н. Лавриненко. – М.:Культура и спорт, ЮНИТИ, 1995, 160 с.

Источник статьи: http://infourok.ru/trening-po-proforientacii-dlya-roditeley-labirint-professiy-3874477.html


Adblock
detector