Туризм как выбрать газовую горелку для



Как выбрать горелку

Туристическая горелка – важный элемент спортивного снаряжения. Её неисправность или потеря, в условиях горного похода или восхождения, приравнивается к аварийной ситуации и сулит сход с маршрута – без горелки в горах не будет горячего питания. Даже в условиях пешего похода и похода выходного дня работать с горелкой гораздо приятнее – кому хочется под дождем разводить костер из сырых дров? Давно известна поговорка «Костер для души, горелка для дела».

Начать классификацию горелок проще всего с вида топлива. На рынке доступны газовые, жидкотопливные (работают на различных видах топлива: очищенный бензин, автомобильный бензин, керосин и т. д.) либо мультитопливные, которые одновременно могут работать и на жидком топливе, и на газе. Подробно обо всех видах мы поговорим ниже.

Газовые горелки

Системные горелки. Так принято называть горелки, которые комплектуются специально разработанными для них кастрюлями, образуя вместе с ними единую систему. Все это делалось с единственной целью – максимально повысить КПД. В них реализована возможность жестко зафиксировать кастрюлю на горелке. Это позволяет готовить, что называется, «на ходу». Такие горелки выбирают альпинисты, реже мультиспортсмены. Подробнее о различных системах можно почитать в нашем блоге: https://alpindustria.ru/school/articles/radiatsionnya-gorelki-msr.html и https://alpindustria.ru/school/articles/razlichiya-msr-windburner-reactor-2018.html

Про мощность. Еще один показатель, на который обращают внимание при выборе горелки, это ее мощность. Мощность измеряется в Ваттах (Вт) и указывается на упаковке. Для горелок, накручивающихся на баллон, средняя мощность обычно 2000 – 2500 Вт, у горелок со шлангом – это 2500 — 3000 Вт. Мощность, в свою очередь, напрямую влияет на скорость закипания. Обычно в характеристиках указана скорость закипания одного литра. Как правило, эта информация носит ознакомительный характер. Производители немного «лукавят» и указывают максимальную мощность, достигнутую в лабораторных условиях. А именно, указана мощность горелки с полным баллоном (а значит, и с максимальным давлением газа) при температуре +20 градусов. Соответственно, с полупустым баллоном и при температуре близкой к нулю мощность горелки может падать вдвое и даже более. Однако и здесь есть исключения – горелки, оснащенные регуляторами давления, работают стабильно независимо от температуры и количества газа в баллоне. Подробнее про мощность можно почитать здесь: https://alpindustria.ru/school/articles/gorelki-msr-reactor-windburner-pocket.html

В завершении темы газовых горелок, хочется сказать несколько слов про баллоны и топливные смеси. Для газовых горелок применяют смеси из изобутана, бутана и пропана. В зависимости от состава и пропорций смеси газ делят на зимний и летний. Всю информацию о составе и сезонности газа можно найти на упаковке.

ВАЖНО! Все газовые баллоны одноразовые. После того, как в них закончился газ, баллоны подлежат утилизации. В интернете доступны переходники для заправки газовых баллонов от бытовых газовых баллонов низкого давления. Помните, что клапан газового баллона рассчитан на однократную заправку. Все последующие манипуляции с перезаправкой чреваты утечкой и выполняются исключительно на ваш страх и риск.

Жидкотопливные горелки

Из названия становится понятным, что эти горелки работают на жидком топливе. Это может быть какой-то определенный вид жидкого топлива, например, специальный очищенный бензин для горелок, либо это могут быть различные виды топлива: бензин, керосин или дизельное топливо. Некоторые горелки оснащены переходниками и могут работать от газовых баллонов. Всю информацию о видах топлива пригодных для конкретной модели горелки можно найти на упаковке. Все приведенные ниже примеры и описания будут даны на основе лидеров рынка жидкотопливных горелок – MSR XGK и Primus Omnifuel. Это универсальные жидкотопливные горелки, которые работают на любом виде топлива (горелка Primus также может работать на газе).

Одно из важных преимуществ жидкого топлива – это его доступность. В любом городе или более-менее крупном поселке есть хозяйственные магазины или рынки. Там можно найти керосин для ламп или растворитель для масляных красок, собственно, это и есть очищенный бензин без добавления масел и других присадок. Если не повезло с хозяйственным рынком, то есть автозаправки. Если совсем все плохо – на автостоянках всегда можно попросить у водителей слить пару литров бензина. Одним словом, вариантов много. И, если у вас правильная горелка, без топлива вы не останетесь.

Второе очень важное преимущество жидкого топлива – стабильная работа при низких температурах. Бензин не замерзает и отлично горит в минус тридцать и ниже. Для зимнего туризма, горного туризма и альпинизма этот фактор очень важен.

Также не менее важной в настоящее время становится экономическая составляющая. Простой пример: самый доступный баллон газа 450 г стоит 400 рублей. Это официальная цена в розничных магазинах. В альплагерях она может быть выше. Группе из четырех человек, при трехразовом питании, этого баллона хватит на семь – восемь готовок или примерно на два с половиной дня (расход газа рассчитывается исходя из 40 – 50 г на человека в день). Если использовать жидкое топливо, то на 400 рублей можно купить на заправке 8 литров бензина (50 р. за литр). Этого запаса хватит на две недели. Сопоставьте расходы на топливо на десять ходовых дней для четырех человек: 1600 рублей на газ (это без учета аварийного запаса!) и меньше пятисот рублей на бензин.

И конечно, при использовании жидкого топлива вы получаете побочный выигрыш – в весе. Здесь речь идет не про сравнение веса бензина и сжиженного газа, а про вес тары. Как мы знаем, газ под давлением закачивают в баллоны. Пустой баллон из-под газа (на 450 г) весит 210 г (кстати, полный 670 г). Как мы считали выше, нам для четырех человек на десять дней таких баллонов нужно минимум четыре. То есть к концу похода у нас на руках окажется четыре пустых баллона – одноразовая тара суммарным весом 840 граммов. На тот же срок нужно два литра бензина – две стандартных бутылки для топлива на 1,5 и 0,5 литра будут весить 400 граммов. Экономия почти полкилограмма.

Выше уже упоминалось, что, несмотря на все достоинства жидкого топлива, продажи газовых горелок несравнимо выше. На то есть свои причины.

Для работы с жидкотопливными горелками требуется определенные знания и сноровка. Все начинается с элементарного запуска – для стабильной работы бензиновой горелки необходимо прогреться. Механика процесса следующая: вы наливаете топливо в емкость, вставляете в нее насос и подключаете к нему горелку. Создаете давление насосом, открываете регулирующий вентиль, в горелку потечет жидкий бензин. Чтобы перевести в газообразное состояние, его нужно нагреть. Так вот, чтобы запустить бензиновую горелку мы приоткрываем вентиль и выпускаем небольшое (небольшое!) количество бензина — он скапливается в специальной чаше в нижней части горелки. Вентиль перекрываем, а бензин поджигаем. В первые секунды горелка горит вся…. По мере прогорания бензина топливная рампа в горелке начнет прогреваться. Снова немного приоткрываем вентиль, добавляем бензин и наблюдаем как горелка начинает стабильно работать. На все манипуляции нужно около минуты. После того как горелка прогрелась, увеличение или уменьшение подачи топлива осуществляется так же, как и на газовой горелке. Если в непогоду газовую горелку вы легко запустите в тамбуре палатки, то бензиновую вам придется вынести наружу, запустить и только после того, как она начнет стабильно работать, её можно будет аккуратно занести внутрь.

Второй момент связан с обслуживанием горелки – периодически её необходимо перебирать. Если вам удалось купить специальный очищенный бензин для горелок или его аналог, то всю процедуру проделывают в профилактических целях раз в несколько дней. Если же приходится довольствоваться соляркой с памирского тракта, то перебирать горелку придется после каждой готовки. Дело в том, что при нагревании на топливной магистрали горелки оседают все присадки и масла, которые добавляли в бензин. В случае с соляркой вам придется чистить форсунку и топливную рампу от обычной сажи. В противном случае горелка может забиться отложениями и перестать работать совсем. Хорошо, если удастся её разобрать в походных условиях, иначе, придётся менять топливную линию целиком.

И в завершении, следует отметить, что жидкое топливо обладает специфическим запахом, для его переноски необходимо использовать специальные емкости (пластиковая бутылка неподходящая емкость!) и следить за их герметичностью. Пропахшие бензином вещи не очень-то приятно одевать, а если бензин попадет на продукты, то их можно смело выбрасывать.

Как становится понятным из вышесказанного, для того, чтобы начать пользоваться жидкотопливной горелкой, не достаточно ее просто купить. Впрочем, и освоение базовых навыков не доставляет особых хлопот. При выборе конкретной модели обратите внимание на процесс чистки и переборки горелки – на сайте производителя вы всегда найдете подробную инструкцию и видео с описанием процесса.

Так какую горелку выбрать? Что бы как-то определиться с выбором, прежде всего решите для какого количества человек вам нужна горелка. Для компании из двух человек, летом будет достаточной простой горелки – набалонника. Если вас больше – есть смысл задуматься о горелке с выносным шлангом или мультитопливной. Исходите из условий, где вы будете её эксплуатировать и экономической целесообразности. А если вы отправляетесь в альплагерь и на горе вам нужен кипяток для сублиматов – системная горелка, это ваш выбор.

Источник статьи: http://alpindustria.ru/school/articles/kak-vybrat-gorelku.html

Сообщества › Организация Лагеря › Блог › Сравнительный тест туристических горелок

Тест проводился исходя из необходимости ответить на вопросы:

1) Быстрее ли?
2) Экономичнее ли?
3) Надо ли оно?

Несколько месяцев назад я озадачился приобретением быстрой компактной горелки, чтоб, если вдруг, можно было прямо в машине вскипятить воды.

Естественно я много раз видел на картинках разных путешественников с горелками JetBoil, читал их восхищенные отзывы и ка следствие, в первую очередь стал смотреть именно этот бренд.
Оказалось, что стоимость подобного девайса не настолько космическая, как я думал, и вполне можно было задуматься о приобретении.

Но ведь не бывает же так, что есть хорошая идея и больше ее никто не использует?! Подумал я и стал искать, кто, что еще предлагает.

Оказалось, что подобные штуковины производят почти все ведущие производители туристических кухонных приспособ:
Primus, JetBoil, Kovea, Pinguin…
И отличаются они разными нюансами и ноу хау (Каждый выпячивает свою фишку, но суть одна).
Все эти горелки кипятят 0,5 литра воды приблизительно за 2 минуты 30 секунд, стоят более или менее одинаково. (разница в пределах 1000р за эквивалентные модели). Конечно, фирма родоначальник предлагает горелки на любой вкус, тут и супер легкие и супер мощные и с большими кастрюлями и с маленькими… в общем, ассортимент действительно очень большой, но за вменяемые деньги(5500-7000) выбор не велик. Это JB Flash . У Kovea с выбором еще проще, у них одна горелка в модельном ряду Kovea Wide Pot =). У примуса есть два варианта, но ни одного не было в наличии, на момент поисков, и оба довольно тяжелы.
В общем, я уже почти купил себе JB Flash, но тут товарищ предложил мне Kovea со скидкой и я согласился. Тем более, что у меня уже была мультитопливная горелка этой фирмы и я ей очень доволен.

Прежде чем перейти к результатам теста, стоит рассказать, что я не обошел вопрос китайской альтернативы, т.к. при всех своих минусах для не слишком экстремальных условий, китайская продукция может быть очень хороша и, что немало важно, намного дешевле.

Поиски привели меня к единственному варианту фирмы FireMaple. А именно — FireMaple STAR FMS-X1 .
Данный девайс подозрительно, похож на изделие Pinguin Aura чешской фирмы Pinguin. Прям ОООЧЕНЬ похож)
Цена надо сказать, не сильно низкая, но все же дешевле, чем брендовые изделия.

На этом с обзором все, пора перейти к самому интересному, а именно тесту быстрой горелки с ее обычными собратьями.

Так как я не рекламный агент и ничего никому не продаю, то совпадение бренда всех трех горелок прошу считать случайным. Две из них мои, а у друзей и знакомых, до которых я успел добраться оказались только Kovea или китайцы но в основном, именно модель Stove Camp — 0211. Думаю это даже к лучшему, т.к. получается, в тесте приняли участие наиболее распространенные горелки.

Мультитопливная — Kovea Booster +1 KB-0603
Газовая — Kovea Stove Camp-4 KB-0211
Быстрая горелка — Kovea Alpine Pot Wide KB-0703W

В качестве котелка для обычных горелок был использован алюминиевый анодированный котел 0,7л фирмы Tramp с довольно широким донышком.
Сразу оговорюсь, что десятки секунд в тесте набегали даже из-за влажности внешней поверхности котелка. Поэтому в таблице представлю осредненные по 3-4 замерам цифры.

— Объем воды в котелке 0,5 литра.
— Вода водопроводная думаю градусов 8-10(точнее детским термометром для ванны не померить=)).
— Баллон с газом 450г (не новый) взвешивался на электронных весах после каждого кипячения.
— Температура воздуха в помещении 23 градуса, влажность 40%.

Интересно оказалось то, что в одном из трех замеров, обычные горелки хотя бы по разу, но обогнали быструю, правда на совсем чуть-чуть и потратив при этом больше газа. Так же после первого замера стало очевидно, что баллону нужны передышки на отогрев, иначе скорость кипения заметно падает на всех горелках.

Если на обычные горелки поставить котелок с площадью донышка, как у быстрой, то они будут намного медленнее и расточительнее (проверено в очном тесте 2.35 мин у быстрой против 3.30 у обычной).

Я ожидал, что мультитопливная горелка будет потреблять заметно больше газа, но оказалось что все в пределах погрешности и самая главная ее проблема это рёв, с которым она работает.

В итоге, для себя я сделал такие выводы:
1) Скорость кипячения на обычных горелках, сильно зависит от КОТЛА.
2) Экономия топлива очевидна.
3) Мультитопливные горелки самые быстрые, универсальне и не зависят от температуры топлива.
4) Только быструю горелку можно более или менее безопасно использовать в закрытом пространстве, т.к. пламя не выходит за пределы системы
5) Быстрая горелка меньше подвержена влиянию ветра (из тестов на улице).
6) Откручивать все вентили на максимум не имеет смысла, скорость почти не меняется, а расход газа растет(касается всех испытуемых).

Теперь немного об опыте эксплуатации конкретной быстрой горелки:
Она удобна, легко собирается, разбирается и моется, в комплекте есть подставка для использования на ней обычных котлов. В путешествиях с ребенком, когда иногда нужно быстро вскипятить воду, или приготовить еду мгновенно, это реально сделать за 5 минут от вытаскивания горелки из чехла, до готовых сосисок(для родителей) или разогретого детского питания, например. Мне очень нравится отсутствие шлангов и необходимости отдельно иметь котелок, отдельно горелку и, как правило, одно в другое не убирается. Так же за счет того, что пламя не выходит за пределы котла, систему можно легко переносить, переставлять и просто использовать в ограниченном пространстве не боясь обжечься или спалить что-нибудь (не забывайте, что использование в замкнутых пространствах очень опасно! Угарный ГАЗ!).

Есть и минусы:
1) На мой взгляд, неопреновый чехол котелка, используемый конкурентами, легче мыть и он не впитывает запахи.
2) Прозрачная пластиковая крышка это конечно плюс, т.к. видно состояние воды, но во всем остальном, это минус на минусе. Начиная от заклинивания ее при нагревании котелка и мучениями с ее открытием до хрупкости. Наступив на силиконовую крышку, ее можно просто помыть, эту придется выбросить.
Если будет время и новые горелки для теста, в дальнейшем готов развить и дополнить тему.

Кстати, с новым баллоном горелка справлялась с кипячением за 2 минуты 15 секунд.

На этом пожалуй все. Если у кого есть какие-то вопросы, задавайте.

Надеюсь написанное, поможет определиться с правильным выбором.

Источник статьи: http://www.drive2.ru/c/1883498/


Adblock
detector