Утомление при статистической работе таблица

Цель:показать, что статическая работа является более утомительной, чем динамическая.

Оборудование: секундомер, груз массой 1,5 или 3 кг.

Обучающийся должен:

Знать: фазы и виды утомления; особенности утомление при статической и динамической работе; факторы, влияющие на развитие утомления.

Уметь: определять утомление при статической и динамической работе.

Теоретические сведения

Любая физическая работа в крайних значениях может быть подразделена на динамическую и статическую. Чаще же статическая работа является временным элементом в одном из циклов динамической работы.

Динамическая работа – работа, при которой мышцы приводят в движение части тела человека, и тело перемещается в отношении опоры, земной или водной поверхности. Эта работа имеет физическое выражение, может быть определен коэффициент полезного действия. В ее основе лежит ауксотоническое сокращение мышц, где укорочение мышцы сочетается с развитием в ней напряжения.

Мышечные усилия (но не сокращения) могут быть подразделены на: 1) поддерживающие, преодолевающие и уступающие, 2) концентрические (укорочение мышц) и эксцентрические (удлинение мышц).

Статическая работа (статическое усилие) обеспечивает поддержание позы; для нее характерно более или менее длительное напряжение одних и тех же мышц, без видимого движения. В основе статической работы лежит изометрический режим сокращения, где нет укорочения мышцы (изменение длины) при развитии напряжения. В этих условиях нарушается кровообращение в мышцах в связи с тем, что напряженные мышечные волокна пережимают мелкие кровеносные сосуды. В результате этого в мышцах развивается гипоксимия, накапливаются продукты обмена, что и ведет к непроизвольному прекращению статического усилия. Кратковременность статического усилия, а также затруднение кровообращения, а иногда и дыхания при нем, ведет к тому, что усиление дыхания и кровообращения развивается после окончания статической работы (так называемый феномен статической работы).
Статическое усилие может сопровождаться натуживанием. Натуживание связано с резким повышением внутрибрюшного и внутригрудного давления (в связи с напряжением брюшных мышц и диафрагмы).
Длительная мышечная работа приводит к мышечному утомлению. Утомление — временное снижение работоспособности (клетки, органа или всего организма), наступающее в результате работы и исчезающее после отдыха.

Статическая нагрузка быстрее приводит к утомлению, чем динамическая. Динамическая нагрузка характеризуется быстрым изменением во времени ее значения и приводит к чередованию сокращения и расслабления мышц. При статической работе, например при удерживании груза, мышцы находятся в напряженном состоянии длительное время. При этом импульсы поступают к мышечным волокнам с большой частотой, поэтому каждый очередной нервный импульс приходит к мышце раньше, чем она успеет расслабиться после предыдущего импульса.

В развитии утомления, возникающего при мышечной работе, ведущую роль играет не усталость самих мышц (периферический механизм утомления), а особое состояние двигательных нервных центров (центральный механизм утомления). Отсюда становится ясно, почему физическая работоспособность так зависит от настроения. Если работа выполняется с интересом, утомление наступает не так скоро. Убедительным доказательством ведущей роли состояния нервных центров в развитии утомления (центральный механизм утомления) являются результаты описываемого эксперимента. Человек, находящийся под гипнозом, быстро устает и обливается потом, поднимая легкую корзинку, если ему внушили, что у него в руках тяжелая гиря. И, наоборот, легко и долго ритмично поднимает гирю, если, находясь под гипнозом, думает, что у него в руках легкая корзинка.
С состоянием двигательных нервных центров связано и другое явление. Когда одно и то же движение попеременно выполняется правой и левой рукой, усталость возникает не так скоро, как в случае, если то же движение и в том же ритме осуществляется только одной рукой. Поэтому для восстановления работоспособности какой-нибудь группы мышц более благоприятен не полный покой, а интенсивная работа другой мышечной группы.

Великий русский физиолог Иван Михайлович Сеченов называл такой отдых «активным отдыхом». Преимущество активного отдыха И. М. Сеченов рассматривал как доказательство преобладания центральных механизмов в развитии утомления над периферическими.
При динамической работе скорость утомления зависит от двух показателей — физической нагрузки, падающей на мышцу, и от ритма работы, т. е. от частоты мышечных сокращений.
При увеличении нагрузки или при учащении ритма мышечных сокращений утомление наступает быстрее. Влияние этих условий на объем выполненной работы изучал в начале нашего века И. М. Сеченов. Оказалось, что если увеличивать нагрузку, интенсивность выполняемой работы возрастает, но только до определенного уровня, а затем снижается. Мышечная работа достигает максимального объема при средних нагрузках и средних скоростях сокращения мышц. Таким образом, И. М. Сеченовым были заложены основы новой науки — гигиены труда.

Различают две фазы утомления:
1 компенсированную (когда нет явно выраженного снижения работоспособности из-за того, что включаются резервные возможности организма);
2 некомпенсированную (когда резервные мощности организма исчерпаны и работоспособность явно снижается).

Систематическое выполнение работы на фоне недовосстановления, непродуманная организация труда, чрезмерное нервно-психическое и физическое напряжение могут привести к переутомлению, а следовательно, к перенапряжению нервной системы, обострениям сердечно- сосудистых заболеваний, гипертонической и язвенным болезням, снижению защитных свойств организма. Физиологической основой всех этих явлений является нарушение баланса возбудительно- тормозных нервных процессов.
Умственное переутомление особенно опасно для психического здоровья человека, оно связано со способностью центральной нервной системы долго работать с перегрузками, а это в конечном итоге может привести к развитию запредельного торможения, к нарушению сна, разлаженности взаимодействия вегетативных функций.

Важным средством борьбы с переутомлением является рациональный режим труда и отдыха или организация в строго определенное время рабочего дня краткосрочных перерывов, которые устраиваются с учетом характера трудового процесса. Полноценный отдых заключается не в безделье, а должен чередоваться с двигательной активностью и сменой деятельности.
Одним из действенных средств длительного сохранения работоспособности в течение рабочего дня является четкий ритм трудовой деятельности.
Работа, выполняемая ритмично, примерно на 20% менее утомительна, чем неритмичная работа такой же тяжести.
При проведении мероприятий по предупреждению утомления важное место должно отводиться устранению лишних движений, рациональной организации рабочего места, позволяющей не только экономить движения, но и работать в нормальной позе, исключающей статические напряжения мышц.

Известно, что нервная клетка является источником двигательных импульсов и трофических влияний. В процессе мышечной деятельности, как в нервной клетке, так и в мышцах расходуются источники энергии и изменяются условия внутренней среды организма. Поэтому во время развивающегося утомления состояние нервной клетки зависит от процессов, происходящих как в самой нервной клетке, так и в работающих органах.
На развитие утомления влияет:
— ухудшение кровоснабжения мышц;
— угнетение активности ферментов;
— изменения рецепторов и сократительных структур мышцы;
— нарушение гормональной функции эндокринного аппарата;
— кислородное голодание тканей.
Снижение во время работы интенсивности деятельности вегетативных систем, и в частности желез внутренней секреции, во многих случаях является не результатом полного исчерпывания источников энергии, а имеет предупредительный характер, предохраняя организм от дальнейшего истощения.

Различают четыре основных вида утомления:
1) умственное (например, при игре в шахматы);
2) сенсорное (например, у спортсменов-стрелков при напряженной функции анализаторов);
3) эмоциональное (эмоции – неразлучные спутники спортивной деятельности);
4) физическое (в результате напряженной мышечной деятельности).

В зависимости от числа мышц, участвующих в работе, физическое утомление разделяют на три вида:
1) локальное;
2) региональное;
3) глобальное.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

Лабораторная работа на тему « Утомление при статической и динамической работе»

Оборудование: секундомер, груз массой 1,5 и 3 кг.

Ход работы. Используя текст учебника (стр. 71),выясните различие между статической и динамической работой.

Опыт 1. Утомление при статической работе. 1.Испытуемый берет груз массой 1,5 кг, и держит его в руке, отведенной в сторону под прямым углом к туловищу. На уровне вытянутой руки

сделайте на доске отметку мелом и включите секундомер.

Наблюдайте, за какое время произойдет утомление мышц.

2.Испытуемый берет груз массой 3 кг, повторяет опыт.

Опыт 2 Утомление при динамической работе

1. Испытуемый поднимает тот же груз(1,5 кг,3кг) до сделанной метки и

опускает его. Наблюдайте, за какое время произойдет утомление.

2. Результаты оформите в таблице.

Как нагрузка влияет на развитие утомления мышц?

Какая работа более утомительна?

* Почему при стирке белья спина устает больше, чем руки?

*Как лучше нести груз: без отдыха попеременно правой и левой рукой,

или одной правой, а потом, отдохнув минуту, груз снова нести в этой же руке?

Утомление при статической и динамической работе

Оборудование: секундомер, груз массой 1,5 и 3 кг.

Ход работы. Используя текст учебника (стр. 71),выясните различие между статической и динамической работой.

Опыт 1. Утомление при статической работе. 1.Испытуемый берет груз массой 1,5 кг и держит его в руке, отведенной в сторону под прямым углом к туловищу. На уровне вытянутой руки сделайте на доске отметку мелом и включите секундомер.

Наблюдайте, за какое время произойдет утомление мышц.

2.Испытуемый берет груз массой 3 кг, повторяет опыт.

Опыт 2 Утомление при динамической работе.

1. Испытуемый поднимает тот же груз(1,5 кг, 3 кг) до сделанной метки и

опускает его. Наблюдайте, за какое время произойдет утомление

2. Результаты оформите в таблице.

*Как лучше нести груз: без отдыха попеременно правой и левой рукой,

или одной правой, а потом, отдохнув минуту, груз снова нести в этой же руке?

* Почему при стирке белья спина устает больше, чем руки?

ВНИМАНИЮ УЧИТЕЛЕЙ: хотите организовать и вести кружок по ментальной арифметике в своей школе? Спрос на данную методику постоянно растёт, а Вам для её освоения достаточно будет пройти один курс повышения квалификации (72 часа) прямо в Вашем личном кабинете на сайте «Инфоурок».

Пройдя курс Вы получите:
— Удостоверение о повышении квалификации;
— Подробный план уроков (150 стр.);
— Задачник для обучающихся (83 стр.);
— Вводную тетрадь «Знакомство со счетами и правилами»;
— БЕСПЛАТНЫЙ доступ к CRM-системе, Личному кабинету для проведения занятий;
— Возможность дополнительного источника дохода (до 60.000 руб. в месяц)!

Пройдите дистанционный курс «Ментальная арифметика» на проекте «Инфоурок»!

Низкая стоимость обучения

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

источник

на заседании комиссии математического и общего естественнонаучного цикла

Протокол № __ от «__»________2013 г.

Пр. № __от «__»_______ 2013 г.

По дисциплине: «Естествознание»

Наименование работы: «Утомление при статической и динамической работе»

По специальности:080110 «Банковское дело» (базовая и углубленная подготовка)

Работа рассчитана на 2 часа

Тема: «Утомление при статической и динамической работе»

1. Образовательная: научиться гигиене труда — чередовать статическую и динамическую работу для повышения коэффициента полезной деятельности. Закрепить навыки написания уравнений химических реакций энергетического обмена.

2. Развивающая: развивать навыки решения задач, логическое мышление и творческое воображение. Формирование умения пользоваться теоретическими и экспериментальными методами химической науки для обоснования выводов по изучаемой теме.

3. Воспитательная: развитие самостоятельности, взаимопомощи.

Формируемые компетенции: ОК 2, ОК 4, ОК 8, ОК 11.

Литература: , , под ред. Алексашиной 10 класс (базовый уровень) — М.: Просвещение, 2010, Гл.3, §48, стр.146-148.

Карпенков естествознание Гл. 5, §2, стр.238-244.

Оборудование: секундомер, груз массой 1,5 и 3 кг.

Инструктаж по технике безопасности и проведению эксперимента. (5 мин.)

Контрольные вопросы допуска

1. На какие виды подразделяют утомленья?

2. Как нагрузка влияет на развитие утомления мышц?

3. Какая работа более утомительна?

Опыт 1. Утомление при статической работе

1. Испытуемый берет груз массой 1,5 кг, и держит его в руке, отведенной в сторону под прямым углом к туловищу. На уровне вытянутой руки сделайте на доске отметку мелом и включите секундомер. Наблюдайте, за какое время произойдет утомление мышц.

Читайте также:  Обучение на тему утомление

2. Испытуемый берет груз массой 3 кг, повторяет опыт.

Опыт 2. Утомление при динамической работе

1. Испытуемый поднимает тот же груз(1,5 кг, 3 кг) до сделанной метки и опускает его. Наблюдайте, за какое время произойдет утомление.

2. Результаты оформите в таблице

1. Чем отличается статическая нагрузка от динамической?

2. Почему при стирке белья спина устает больше, чем руки?

3. Как лучше нести груз: без отдыха попеременно правой и левой рукой, или одной правой, а потом, отдохнув минуту, груз снова нести в этой же руке?

4. Форма отчета о работе: оформленная таблица и выводы в тетради для лабораторных работ.

Краткие сведения из теории

Любая физическая работа в крайних значениях может быть подразделена на динамическую и статическую. Чаще же статическая работа является временным элементом в одном из циклов динамической работы.

Динамическая работа – работа, при которой мышцы приводят в движение части тела человека, и тело перемещается в отношении опоры, земной или водной поверхности. Эта работа имеет физическое выражение, может быть определен коэффициент полезного действия. В ее основе лежит ауксотоническое сокращение мышц, где укорочение мышцы сочетается с развитием в ней напряжения. Мышечные усилия (но не сокращения) могут быть подразделены на: 1) поддерживающие, преодолевающие и уступающие, 2) концентрические (укорочение мышц) и эксцентрические (удлинение мышц).

Статическая работа (статическое усилие) обеспечивает поддержание позы; для нее характерно более или менее длительное напряжение одних и тех же мышц, без видимого движения. В основе статической работы лежит изометрический режим сокращения, где нет укорочения мышцы (изменение длины) при развитии напряжения. В этих условиях нарушается кровообращение в мышцах в связи с тем, что напряженные мышечные волокна пережимают мелкие кровеносные сосуды. В результате этого в мышцах развивается гипоксимия, накапливаются продукты обмена, что и ведет к непроизвольному прекращению статического усилия. Кратковременность статического усилия, а также затруднение кровообращения, а иногда и дыхания при нем, ведет к тому, что усиление дыхания и кровообращения развивается после окончания статической работы (так называемый феномен статической работы). Статическое усилие может сопровождаться натуживанием. Натуживание связано с резким повышением внутрибрюшного и внутригрудного давления (в связи с напряжением брюшных мышц и диафрагмы). Длительная мышечная работа приводит к мышечному утомлению. Утомление — временное снижение работоспособности (клетки, органа или всего организма), наступающее в результате работы и исчезающее после отдыха.

Статическая нагрузка быстрее приводит к утомлению, чем динамическая. Динамическая нагрузка характеризуется быстрым изменением во времени ее значения и приводит к чередованию сокращения и расслабления мышц. При статической работе, например при удерживании груза, мышцы находятся в напряженном состоянии длительное время. При этом импульсы поступают к мышечным волокнам с большой частотой, поэтому каждый очередной нервный импульс приходит к мышце раньше, чем она успеет расслабиться после предыдущего импульса.

В развитии утомления, возникающего при мышечной работе, ведущую роль играет не усталость самих мышц (периферический механизм утомления), а особое состояние двигательных нервных центров (центральный механизм утомления). Отсюда становится ясно, почему физическая работоспособность так зависит от настроения. Если работа выполняется с интересом, утомление наступает не так скоро. Убедительным доказательством ведущей роли состояния нервных центров в развитии утомления (центральный механизм утомления) являются результаты описываемого эксперимента. Человек, находящийся под гипнозом, быстро устает и обливается потом, поднимая легкую корзинку, если ему внушили, что у него в руках тяжелая гиря. И, наоборот, легко и долго ритмично поднимает гирю, если, находясь под гипнозом, думает, что у него в руках легкая корзинка.

С состоянием двигательных нервных центров связано и другое явление. Когда одно и то же движение попеременно выполняется правой и левой рукой, усталость возникает не так скоро, как в случае, если то же движение и в том же ритме осуществляется только одной рукой. Поэтому для восстановления работоспособности какой-нибудь группы мышц более благоприятен не полный покой, а интенсивная работа другой мышечной группы.

Великий русский физиолог Иван Михайлович Сеченов называл такой отдых «активным отдыхом». Преимущество активного отдыха рассматривал как доказательство преобладания центральных механизмов в развитии утомления над периферическими. При динамической работе скорость утомления зависит от двух показателей — физической нагрузки, падающей на мышцу, и от ритма работы, т. е. от частоты мышечных сокращений. При увеличении нагрузки или при учащении ритма мышечных сокращений утомление наступает быстрее. Влияние этих условий на объем выполненной работы изучал в начале нашего века . Оказалось, что если увеличивать нагрузку, интенсивность выполняемой работы возрастает, но только до определенного уровня, а затем снижается. Мышечная работа достигает максимального объема при средних нагрузках и средних скоростях сокращения мышц. Таким образом, были заложены основы новой науки — гигиены труда.

Различают две фазы утомления:

1 компенсированную (когда нет явно выраженного снижения работоспособности из-за того, что включаются резервные возможности организма);

2 некомпенсированную (когда резервные мощности организма исчерпаны и работоспособность явно снижается).

Систематическое выполнение работы на фоне недовосстановления, непродуманная организация труда, чрезмерное нервно-психическое и физическое напряжение могут привести к переутомлению, следовательно, к перенапряжению нервной системы, обострениям сердечно-сосудистых заболеваний, гипертонической и язвенным болезням, снижению защитных свойств организма. Физиологической основой всех этих явлений является нарушение баланса возбудительно-тормозных нервных процессов.

Умственное переутомление особенно опасно для психического здоровья человека, оно связано со способностью центральной нервной системы долго работать с перегрузками, а это в конечном итоге может привести к развитию запредельного торможения, к нарушению сна, разлаженности взаимодействия вегетативных функций.

Важным средством борьбы с переутомлением является рациональный режим труда и отдыха или организация в строго определенное время рабочего дня краткосрочных перерывов, которые устраиваются с учетом характера трудового процесса. Полноценный отдых заключается не в безделье, а должен чередоваться с двигательной активностью и сменой деятельности.

Одним из действенных средств длительного сохранения работоспособности в течение рабочего дня является четкий ритм трудовой деятельности. Работа, выполняемая ритмично, примерно на 20% менее утомительна, чем неритмичная работа такой же тяжести. При проведении мероприятий по предупреждению утомления важное место должно отводиться устранению лишних движений, рациональной организации рабочего места, позволяющей не только экономить движения, но и работать в нормальной позе, исключающей статические напряжения мышц. Известно, что нервная клетка является источником двигательных импульсов и трофических влияний. В процессе мышечной деятельности, как в нервной клетке, так и в мышцах расходуются источники энергии и изменяются условия внутренней среды организма. Поэтому во время развивающегося утомления состояние нервной клетки зависит от процессов, происходящих как в самой нервной клетке, так и в работающих органах. На развитие утомления влияет:

— ухудшение кровоснабжения мышц;

— угнетение активности ферментов;

— изменения рецепторов и сократительных структур мышцы;

— нарушение гормональной функции эндокринного аппарата;

— кислородное голодание тканей.

Снижение во время работы интенсивности деятельности вегетативных систем, и в частности желез внутренней секреции, во многих случаях является не результатом полного исчерпывания источников энергии, а имеет предупредительный характер, предохраняя организм от дальнейшего истощения.

Различают четыре основных вида утомления:

1) умственное (например, при игре в шахматы);

2) сенсорное (например, у спортсменов-стрелков при напряженной функции анализаторов);

3) эмоциональное (эмоции – неразлучные спутники спортивной деятельности);

4) физическое (в результате напряженной мышечной деятельности).

В зависимости от числа мышц, участвующих в работе, физическое утомление разделяют на три вида: 1) локальное; 2) региональное; 3) глобальное.

источник

Поставить испытуемого к доске с таким расчетом, чтобы меловой линией отметить уровень, на котором будет удерживаться груз. По команде преподавателя испытуемый должен отвести руку с грузом в сторону и закрыть глаза. Задача опыта состоит в том, чтобы измерить, сколько секунд испытуемый может продержать груз в руке, отведенной в сторону. Секундомер включают в момент начала опыта и останавливают, когда испытуемый опустит руку. Во время опыта фиксируют признаки утомления (покраснение лица, дрожание руки с грузов, снижение координации движений и т.д.). После окончания опыта время удержания груза записывают. Испытуемому дают отдохнуть несколько минут и затем приступают ко второму опыту. Отчет о проделанной работе записать в таблицу.

Таблица 14 Результаты опыта

Фазы утомления Признаки утомления Время
Начало опыта (отсутствие утомления)
I фаза утомления
II фаза утомления
III фаза утомления (предельное утомление)

Опыт 2. Утомление при динамической работе

Испытуемому предлагают той же рукой поднимать тот же груз до меловой отметки на доске и опускать его в удобном для него ритме. По сигналу преподавателя включают секундомер, и испытуемый начинает динамическую работу. Однако дожидаться предельного утомления не стоит, как только испытуемый на 15-20 секунд превысит результат, достигнутый при статической работе, опыт прекращают. Отчет о проделанной работе записать в таблицу.

Таблица 15 Результаты опыта

Фазы утомления Признаки утомления Время
Начало опыта (отсутствие утомления)
I фаза утомления
II фаза утомления
III фаза утомления (предельное утомление)

Сделайте вывод о работоспособности.

Вопросы для самоконтроля:

1. Как нагрузка влияет на развитие утомления мышц?

2. Какая работа более утомительна?

3. Почему при стирке белья спина устает больше, чем руки?

Как лучше нести груз: без отдыха попеременно правой и левой рукой, или одной правой, а потом, отдохнув минуту, груз снова нести в этой же руке?

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ (ПРАКТИЧЕСКИХ)РАБОТ

Практическая или лабораторная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Обучающиеся подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и лабораторных работ теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Практическая или лабораторная работа выполнена учащимися в полном объеме.

Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).

Использованы указанные преподавателем источники знаний, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.

Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Практическая работа выполнена и оформлена обучающимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на «отлично» данную работу обучающихся. На выполнение работы затрачено много времени. Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материала ми, географическими инструментами.

Выставляется в том случае, когда обучающиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны преподавателя и хорошо подготовленных обучающихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.

Лабораторная работа № 4

«Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом».

1. Внимательно изучите содержание и порядок выполнения работы.

2. Будьте осторожны в обращении с выданными вам микропрепаратами крови человека и лягушки, брать стекла нужно только большим и указательным пальцами за края.

3. При работе с микроскопом осторожно крутите макровинтом, чтобы не раздавить стекло и не порезаться.

4. Если вы случайно раздавили микропрепарат, немедленно сообщите об этом преподавателю.

5. После окончания работы привести в порядок рабочее место, сдать преподавателю оборудование (микроскоп и микропрепараты в лотках для микропрепаратов).

Цель работы: получить наглядное представление о составе крови человека и лягушки и выявить отличия в эритроцитах крови представителей разных классов (млекопитающих и амфибий).

Оборудование: микроскоп, микропрепараты крови человека и лягушки.

1. Внимательно прочитайте инструкцию по технике безопасности.

2. Сделайте схематичный рисунок, обозначив плазму и форменные элементы крови ( см. рис. 43 на стр. 85 учебника).

3. Возьмите микропрепарат крови человека и внимательно рассмотрите его под микроскопом. Найдите отдельные эритроциты и группы эритроцитов, напоминающие «монетные» столбики. Зарисуйте микропрепарат.

4. Возьмите микропрепарат крови лягушки и рассмотрите его под микроскопом. Найдите эритроциты. Зарисуйте данные клетки крови.

5. Сравните эритроциты человека и лягушки, отметив следующее: размеры, наличие или отсутствие ядра (постарайтесь объяснить выявленные отличия).

6. Постарайтесь найти белые кровяные тельца (лейкоциты) на микропрепарате крови человека и зарисуйте их.

Читайте также:  Факторы деятельности которые вызывают утомление

7. Ознакомьтесь по учебнику с функцией клеток крови.

8. К какому типу ткани относится кровь? Что представляет собой межклеточное пространство этой ткани? Каковы состав и функции плазмы?

9. Ответьте письменно на 5 и 8 вопросы.

10.Заполните таблицу.

Состав крови человека.

Название клетки крови Особенности строения Количество в 1 мм 3 Функции
Эритроцит
Лейкоцит
Тромбоцит

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ И ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ

Студент должен выполнить все практические работы в полном объеме.

Задания практической работы выполняются в специальной тетради, предназначенной для выполнения практических работ. После выполнения работы тетрадь сдается на проверку преподавателю.

Если студент не выполнил практическую работу или часть работы, то он может выполнить работу или оставшуюся часть работы во внеурочное время, согласованное с преподавателем.

Оценку по практической работе студент получает с учетом выполненной работы в указанный срок, если:

· задания выполнены правильно и в полном объеме;

· студент может пояснить выполнение любого этапа работы;

· работа выполнена в соответствии с требованиями к выполнению работы.

Зачет по практическим работам студент получает при условии выполнения всех предусмотренных программой работ при удовлетворительных оценках.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ ДОКЛАДА

1. Основные требования к докладу

Доклад – это научное сообщение на семинарском занятии, заседании студенческого научного кружка или студенческой конференции.

Существует несколько стилей изложения, например, разговорный стиль, канцелярский и т.п. Студенческий доклад должен быть изложен языком науки. Это предполагает выполнение определенных требований.

Известный российский специалист по риторике (науке о грамотной речи) М.Н.Пряхин так определяет основные признаки научного текста.

Научный текст – это:

1) сообщение, которое опирается на широкое обобщение, на представительную сумму достоверных, подкрепленных документально и неоднократно проверенных фактов;

2) это сообщение о новых, ранее неизвестных явлениях природы, общества;

3) это сообщение, написанное с использованием строгих однозначных терминов;

4) это сообщение, в котором нет предвзятого отношения к изучаемому предмету, бесстрастное и не навязывающее необоснованных оценок».

В ходе научного доклада необходимо показать, насколько хорошо автор знаком с фундаментальными трудами по избранной теме, продемонстрировать владение методологией исследования, показать, что результат исследования есть результат широкого обобщения, а не подтасовка случайных фактов.

Доклад начинается с научной актуальности темы, затем дается обзор предшествующих работ и, наконец, формулируется тезис – мысль, требующая обоснования.

В качестве тезиса могут выступать:

а) новые неизвестные факты;

б) новые объяснения известных фактов;

в) новые оценки известных фактов.

Чем сомнительнее исходный тезис, тем больше аргументов требуется для его обоснования.

Аргумент – это суждение, посредством которого обосновывается истинность тезиса.

Аргументы, используемые в качестве доказательства, должны удовлетворять следующим требованиям:

а) аргументы должны быть истинными утверждениями;

б) истинность аргументов должна устанавливаться независимо от тезиса;

в) приводимые аргументы не должны противоречить друг другу;

г) аргументы, истинные только при определенных условиях нельзя приводить в качестве аргументов истинных всегда, везде и всюду;

д) аргументы должны быть соразмерны тезисам.

источник

Базовый учебник: «Биология. Человек», 8 класс, Сонин Н.И., Сапин М.Р., издательство «Дрофа», 2014 год.

Цель урока: изучение особенностей работы мышц, статической и динамической нагрузок.

Задачи урока:

  • обучающие: выяснить особенности работы мышц; дать понятия статическая, динамическая работа мышц, утомление мышц.
  • развивающие: развивать умения работать самостоятельно в паре, группе; развивать умения сравнивать, видеть проблему и ее решать, анализировать влияние статической и динамической работы на утомление мышц, делать выводы.
  • воспитательные: формировать культуру общения, чувство сотрудничества и взаимопомощи, стимулировать интерес к поиску знаний в различных источниках, воспитать осознанное отношение к собственному здоровью.

Тип урока: урок введения нового материала с использованием ИКТ, здоровьесберегающих технологий и самостоятельной деятельности учащихся.

Формы работы с учащимися: фронтальная, индивидуальная, в парах, групповая.

Методы работы: Частично-поисковый.

Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, гантели или набивные мячи, секундомеры, маркеры, ватман.

Технологическая карта урока

Дидактический этап урока

Методы и методические приёмы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты обучения

Приветствие учителя и учащихся, проверка готовности учащихся к уроку.

— Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть! Сегодня у нас необычный урок – открытый урок. К нам пришли гости, повернитесь, улыбнитесь и поприветствуйте гостей.
Прошу садиться.
— Дежурные, сообщите, пожалуйста, кто сегодня отсутствует. Благодарю.
— Все готовы к уроку. Поднимите, покажите ручку и тетрадь, учебник и дневник.
— Каждый из вас отличный ученик.

Валеоминутка:
Ребята ,закройте глаза и произносите вслед за мной – Я все знаю, все умею и я все преодолею.

Молодцы! На работу настроились.

— Работать мы сегодня будем индивидуально, в парах и группами. Оцениваться будут теоретические знания и выполнение практической работы.

ПОЛУЧАТ ВОЗМОЖНОСТЬ НАУЧИТЬСЯ:
выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях.

Личностные: воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к обучающемуся.
Познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.

Стадия «Вызов». Актуализация, целеполагание, мотивация.

Задания на классификацию объектов.
Составление кластера.
Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово «кластер» в переводе – пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы.

Учитель сообщает интересные факты – верю не верю
(проблема = вопрос, Решение = открытие знаний
С удивлением учитель говорит – Ребята, встретила недавно такую информацию — атлет – супертяжеловес смог выжать штангу весом около 3 тонн. Предположим, он атлет, но такой вес. А вот ёще один факт – В Интернете встретила запись на стене, что женщина, спасая ребенка, подняла плиту, которую потом еле сдвинули трактором.
Верится во всё это с трудом.
Работая в парах, сравните эти факты.
— Да — нет — сомневаюсь
Что вас удивляет? Какой возникает вопрос?
Как вы думаете, какую тему урока мы будем изучать?
На доске фиксирую да — ? нет-? сомневаюсь -?
Предлагает ученикам сформулировать тему урока.
Организует обсуждение по выбору наиболее удачной формулировки
Напишите в тетради тему сегодняшнего урока.

Обсуждают в парах информацию. Предлагают тему урока тему, ставят цели и задачи.

Составляют кластер на ватмане.

Записывают в центре листа ключевое понятие, а от него рисуют стрелки – лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых лучи расходятся всё далее и далее.

НАУЧАТСЯ:
классифицировать, сравнивать биологические объекты.
ПОЛУЧАТ ВОЗМОЖНОСТЬ НАУЧИТЬСЯ:
выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях
обобщают знания о свойствах и видах мышц.

Личностные: выражатьположительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать; считаться с мнением другого человека.
Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения её результата.
Познавательные: воспроизводитьпо памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания; сравниватьразличные объекты; сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлятьсходство и различия объектов; классифицироватьобъекты (объединять в группы по существенному признаку); выявлять (при решении различных учебных задач) известное и неизвестное; уметь составлять схемы
Коммуникативные: составлять небольшие устные монологические высказывания.

Работа мышц. Статистическая и динамическая нагрузки.
Изучив тему, мы найдем ответ на многие вопросы. Разрешим сомнения.
Записывает число и тему урока на доске.
Слайд № 1. – тема урока
Чтобы лучше ориентироваться в новом материале, предлагаю вспомнить всё, что вы уже знаете о мышцах.
Свои знания структурируйте, оформив их кластером.
Для этого на столе у вас ватман, маркеры, а за столом умные головы и 3 минуты на выполнение задания.

Задание 1: составить кластер — мышцы.
Предлагает обучающимся вспомнить всё, что они знают о мышцах. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.
Слайд № 2 – схема кластера

Вслух произносят отличия мышц, самостоятельно пишут на ватмане. — Слушают друг друга, аргументируют свои мнения.

Спустя 3 минуты после этой работы, учитель просит продемонстрировать группы свои кластеры. Одну группу дать пояснения.

Подошло время показать вам свои кластеры.
Молодцы! Посмотрите, что получилось у меня. Если считаете нужным дополните свой кластер. На слайде свой кластер. Слайд № 3.

ФИЗИЧЕСКАЯ МИНУТКА
— Мы повторили с вами — какие бывают мышцы, группы мышц. Давайте их разомнем.

Разминаем мышцы пояса верхних конечностей (делаем круговые движения плечами; руки перед грудью, рывки в стороны).

Разминаем мышцы тела. Руки на пояс наклоны в стороны.

Разминаем мышцы нижних конечностей. Поочередно поднимаемся на носочки, а теперь поднимите носки.

Молодцы! Продолжаем работу.

Смотрят на кластер учителя, сравнивают со своим, оценивают правильность своей работы.
Выполняют физминутку.

Осмысление содержания. Изучение нового материала и его закрепление.
25 мин.

Рассказ учителя.
Наводящая беседа.
Определение главной мысли услышанного рассказа.

Слайд 5
Работая с текстом учебника стр 122-124, найди ответы на вопросы
— Каким образом мышцы производят работу? Как работают мышцы – сгибатели и мышцы разгибатели? – 1 группа стр 122 — 123
— Какая работа называется динамической, какая статической? Какая работа совершается при удержании груза? — 2 группа стр.122 — 123
— Какая система управляет работой мышц? От чего зависит скорость утомления мышц? Стр.123–124
5 минут
Давайте посмотрим правильны ли ваши суждения.
Видеофрагмент. 2 мин
Как вы услышали ваши ответы были верными. Молодцы!

Слайд 6
Обращение к классу: мы второй урок изучаем мышечную систему, смогли узнать много новой информации. Теперь у вас есть возможность проверить и расширить свои знания на практике, выполняя лабораторную работу «Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц». Инструктаж по т/б. Подпись в журнале. Приступайте к выполнению работы.

Техника безопасности.
1. Точно выполнять все указания учителя (действовать в соответствии с алгоритмом, указанным в инструктивной карточке).
2. Соблюдать осторожность при работе с тяжелыми предметами.
3. Не подходить близко к испытуемому во время опыта во избежание падения груза.
4. В случае возникновения проблем во время выполнения работы немедленно сообщить учителю.

Работаем в трех группах, результаты записываем в таблицу на доске, выводим среднее арифметическое значение показателей. На столах информационные карточки (приложение № 1), инструктаж по технике безопасности.

Слайд 7
Алгоритм выполнения работы.

Инструктаж по технике безопасности.

Запись темы лабораторной работы.

Опыт 1. Оформление работы.

Опыт 2. Выводы. Презентация выводов.

Слайд 8, 9, 10 – л/р

Вернемся к фактам, которые вы услышали в начале урока. Миф это или реальность? Ваше мнение изменилось в ходе работы?

Слайд 11. Мышцы людей способны развивать фантастические усилия.
Атлет – тяжеловес смог выжать штангу весом 28 44 кг.

Во время землетрясения в Японии мать вытащила ребенка из-под завала, поняв голыми руками бетонную плиту, которую потом смогли сдвинуть лишь краном.

Читают текст учебника, отвечают на вопросы.

Просматривают видеофрагмент. Указывают правильны ли суждения.

источник

Физиологическая характеристика статистических усилий. Механизмы утомления. Феномен Линдгарда при статических напряжениях.

Статистическое усилие (напряжение) характеризуется непрерывным изометрическим типом мышечного сокращения с развитием степени мышечного напряжения более 30% от максимальной производной статистической силы. При меньшей степени изометрического сокращения мышц значительно увеличивается продолжительность держания статического усилия. Внешняя работа равна нулю, но возможно определять статистическую работоспособность как произведение величины напряжения мышц на время его удержания. Максимальные статистические усилия длятся не более 1-2 с, а поддержание обычной рабочей позы – несколько часов.

Статическое усилие при занятиях физической культурой и спортом обычно представляет собой отдельные фразы тяжелоатлетических, гимнастических упражнений и движений в других видах спорта (борьба, хоккей с шайбой и другие например, для проявления большой силы необходимо) натуживание – состояние, характеризующееся повышением внутригрудного и внутрибрюшного давления при задержке дыхания и способствующее повышению устойчивости тела из-за значительного напряжения мышц туловища и конечностей. Сильное сокращение мышц выдоха (главным образом мышц передней брюшной стенки) вызывает сжатие органов брюшной полости их давление на диафрагму, что при закрытой голосовой щели гортани повышает давление в грудной клетке, и оно может стать на 100 мм рт. ст. выше атмосферного. В результате вышеописанного затрудняется приток крови из полых вен в правое сердце, а из-за сжатия легочных капилляров – в левое сердце. Внешними проявлениями повышения венозного давления в периферических венах являются покраснение лица и расширение шейных вен. Во время натуживания уменьшается минутный объем кровотока, снижается систолическое и повышается диастолическое давление, а после его окончания из-за увеличенного кровонаполнения желудочков сердца систолическое давление резко возрастает, а диастолическое падает. Развивающееся недостаточное кровоснабжение мозга может вызвать головокружение и потерю сознания, а затруднение венозного оттока из полости черепа и повышение внутричерепного давления создает угрозу кровоизлияния в мозг (особенно у лиц пожилого возраста).

Читайте также:  Значение утомления для человека

Механизм энергообразования анаэробный, кислородный запрос составляет 3-4 л/мин, но часто не удовлетворяются во время выполнения усилия из-за неглубокого дыхания или натуживания, последнее наиболее выражено у менее квалифицированных спортсменов. Кислородный долг может достигать 4-5 л.

Кровообращение в мышцах затруднено из-за сдавливания кровеносных сосудов. Неадекватность кровотока уже возникает, если сила сокращения мышц превышает 5-8% от максимальной произвольной статистической силы. Частота сердечных сокращений существенно возрастает в конце усилия, что является компенсаторной реакцией на уменьшение систолического объема. Повышение артериального давления обычно способствует проталкиванию крови через сосуды сокращающихся мышц, а отсутствие такого повышения рассматривается как признаки срыва регуляции кровообращения или недостаточности миокарда.

Энергозатраты при статистических усилиях значительно меньше, чем при динамической работе, так как основной источник энергии – анаэробные процессы, возможности которых ограничены.

Утомление при статистических усилиях наступает быстрее, чем при динамических упражнениях. Во-первых, нарушение обменных процессов в работающих мышцах и накопление кислых продуктов катаболизма являются основными факторами, вызывающими утомление (Д. Линдгард). Во-вторых, поток афферентных импульсов с проприорецепторов скелетных мышц вызывает постоянный процесс возбуждения в нервных центрах коры головного мозга, что нарушает ее системную деятельность и ведет к срыву работы управляющих отделов НЦС. В-третьих, уменьшение минутного объема кровотока из-за натуживания при глобальных статистических усилиях угнетает мозговой кровоток.

Восстановление после статистических усилий обычно непродолжительное, и для него характерен феномен Д. Линдгарда (1920) – послерабочее усиление деятельности висцеральных систем (на 1-2 минутах восстановительного периода значительно усиливается деятельность систем дыхания и кровообращения по сравнению с рабочим периодом). Увеличение частоты дыхания и дыхательного объема сопровождается увеличением систематического объема сердца, усилением кровотока в работающих скелетах мышцах.

Его механизм Д. Линдгард объяснял следующим образом. Сжатие кровеносных сосудов напряженными мышцами уменьшает их кровоснабжение, в результате чего возможность попадания недоокисленных продуктов метаболизма в кровь снижается, и недостаточно удовлетворение кислпродного запроса. Мышцы работаю в анаэробных условиях, и происходит накопление большого количества молочной и угольной кислот. По окончании статического усилия продукты анаэробного обмена поступают в кровь, стимулируя деятельность систем дыхания и кровообращения.

При тренировке выносливости к статистическим усилиям развивается способность депонировать кровь в капиллярно-венозной части малого круга кровообращения, благодаря этому сохраняется или даже повышается величина систолического объема в момент выполнения статистического усилия, что сохраняет минутный объем кровообращения и устраняет его послерабочее усиление. Все это свидетельствует о высоких возможностях сердечно-сосудистой системы тренирующегося спортсмена.

источник

(проводится в парах или группах)

Цель: выявить причины наступления утомления.

Объект исследования: человек.

Оборудование: гантели массой 1, 3, 5 кг, секундомер (часы с секундной стрелкой).

^ Ход работы.

  1. Испытуемый последовательно, после небольших перерывов (3 – 5 мин), сгибает руку с гантелями разной массы (в одном ритме). Экспериментатор фиксирует время начала эксперимента и время начала утомления (чувства усталости в мышцах у испытуемого). В момент наступления утомления упражнение прекращается.
  2. Испытуемый берет гантель массой 5 кг, отводит вытянутую руку в сторону и держит снаряд до тех пор. Пока рука не начнет опускаться от напряжения. Начало и окончание опыта фиксируется экспериментатором. Опыт повторяется несколько раз после непродолжительного отдыха (3 – 5 мин).

Рассчитайте работу мышц, совершаемую ими в эксперименте, где t – время; S – путь руки (см); А – работа (см кг)/с;m – масса (кг) гантели.

Формула расчета работы мышц при подъеме гантелей

А = Sm/t

Заполните таблицу.

Нагрузка, кг Путь руки, м Число движений Начало утомления, с Работа, Дж
1 0,5

Ответьте на вопросы:

  1. Какое значение для мышечной системы имеет активный отдых?
  2. Как на организм человека влияет гиподинамия?
  3. При какой нагрузке и при каком ритме величина работы будет наибольшей при наименьшем утомлении.

Цель: научить распознавать органы и системы органов по таблицам.

Объект исследования: таблицы органов и систем органов человека.

Оборудование: таблицы органов и систем органов.

^ Ход работы.

  1. Внимательно рассмотреть выданные таблицы органов и систем органов человека.
  2. Найти органы пищеварительной системы, дыхательной системы, кровеносной системы, опорно-двигательного аппарата, нервной системы, выделительной системы.

^ Форма отчетности.

Заполнить таблицу «Органы и системы органов человека»

Цель: изучить отделы головного мозга по муляжам или таблицам.

Объект исследования: муляжи или таблицы головного мозга человека.

Оборудование: муляжи или таблицы головного мозга человека.

^ Ход работы.

  1. Рассмотрите муляжи или таблицы головного мозга человека.
  2. Найдите отделы головного мозга, изучите положение центров коры полушарий: двигательного, слухового, обонятельного и зрительного.

^ Форма отчетности.

Заполните таблицу «Отделы головного мозга»

Система органов Органы, составляющие систему Функции, которые выполняет система органов
Кровеносная система
Опорно-двигательная система

^ Примерные тестовые и контрольные работы

1. Зрительная зона больших полушарий мозга располагается:

а) в теменной доле;

^ 3. Из каких частей состоит анализатор?

в) соответствующая зона коры полушарий.

^ 4. Что мы относим к вспомогательным органам глаза?

б) глазодвигательные мышцы;

^ 5. Сколько оболочек имеет глазное яблоко?

6. Каких светочувствительных клеток больше в желтом пятне?

^ 7. Оболочки глазного яблока:

^ 8. К зрительному анализатору относят:

в) полукружные каналы;
г) хеморецепторы;
д) улитку;
е) кору затылочной доли больших полушарий

Ответы: 1.в; 2.в ; 3. а,б,в; 4.б,в; 5.в; 6.а; 7. б,в,г; 8. а,б,е.

Тестовая работа по теме «Дыхание»

^ 1.Процесс дыхания характерен для:

2. Кислород необходим для жизнедеятельности:

А) человеку, зайцу, аскариде (паразит человека, обитающий в кишечнике)

В) бычьему цепню, ящерице, кошке

^ 3. Органы дыхания млекопитающих

А) только кислород, содержащийся в воздухе

В) только углекислый газ, содержащийся в воздухе

^ 5. В результате процесса дыхания:

А) образуются органические вещества

Б) выделяется кислород из организма в окружающую среду

В) освобождается энергия, необходимая для работы клеток

^ 6. В процессе дыхания растения:

А) выделяют углекислый газ

В) поглощают световую энергию

7. Форменный элемент крови, способный транспортировать газы, называется

^ 8. Систему органов дыхания млекопитающих составляют:

Б) воздухоносные пути, лёгкие

9. Артериальной называется кровь, которая:

А) содержит большое количество кислорода

Б) содержит большое количество углекислого газа

В) течёт только по артериям

^ Тестовая работа по теме «Кожа»

  1. Кожа выполняет защитную функцию, так как в ней находятся:

А. – рецепторы

2. Дерма состоит из клеток:

А- ороговевших и постоянно слущивающихся

Б.- образующих пигмент, от которого зависит цвет кожи

Г – способных к делению.

  1. ^ Потоотделение происходит рефлекторно:

А- только под влиянием тепла

Б- только под влиянием физической нагрузки

В- только при эмоциональных состояниях

Г – только под влиянием нервных импульсов.

  1. ^ При охлаждении:

А. – кровеносные сосуды рефлекторно суживаются

Б.- кровеносные сосуды рефлекторно расширяются

В- просвет сосудов остаётся неизменным

Г- сосуды могут расширяться, а могут сузиться.

  1. ^ Под влиянием ультрафиолетовых лучей в организме человека образуется:

Б- подкожная жировая клетчатка

Г- органические вещества для питания

А- охлаждение поверхности тела

Б- обеспечение смазки кожи

Г- частично выполняют функцию почек.

  1. ^ Продолжительность пребывания на солнце:

А- не должна превышать 30-40 минут.

В- должна быть не более 5 мин.

Г- необходимо полностью исключить.

  1. ^ При перегревании организма наблюдается:

Проверочная работа по теме «Органы мочевыделительной системы»

І. Органы, выводящие из организма конечные продукты обмена веществ.

ІІ. .Относятся к основным органам выделения

ІІІ. Относятся к органам мочевой системы (перечислить последовательно)

ІV. Удаляет непереваренные остатки пищи

VІ. Помещаются по обе стороны позвоночника

VІІ. Органы, в которых образуется моча

VІІІ. Удаляют из организма воду

ІX. Удаляют из организма углекислый газ

X. отфильтровывают из крови излишки минеральных солей

XІ. Проводит мочу от почки к мочевому пузырю.

Проверочная работа по теме «Нервная система»

  1. Периферическая НС
  2. Вегетативная НС
  3. Парасимпатическая НС
  4. Симпатический нерв
  5. Центральная НС

І. Состоит из серого и белого вещества

І. Осуществляет коленный и другие двигательные рефлексы

ІІІ. Спинномозговые и черепно – мозговые нервы

ІV. Осуществляет произвольные движения скелетных мышц

V. Осуществляет непроизвольные движения кишечника

VІ. Регулирует кровообращение

VІІ. Называются ещё «автономной нс»

VІІІ. Вызывает побледнение (рефлекс сужения кровеносных сосудов кожи при испуге)

ІX. Вызывает непроизвольное ослабление деятельности сердца

X. вызывает непроизвольное усиление деятельности сердца

XІ. Относится к вегетативной

Проверочная работа по теме «Кровь»

Из перечня (1 – 10) выберите ответы на вопросы (Ι — XІV)

  1. Лимфа
  2. Кровяная плазма
  3. Кровяные клетки
  4. Кислород
  5. Углекислый газ
  6. Межклеточная (тканевая) жидкость
  7. Вода, соли
  8. Кровь
  9. Питательные вещества
  10. Продукты жизнедеятельности клеток

І. Что из перечисленного относится к внутренней среде организма?

ΙΙ. Что содержится в составе крови?

ΙΙΙ. Что содержится в плазме крови?

ΙV. Что содержится в лимфе?

V. Какие вещества выходят из крови в межклеточную жидкость?

VІ. Какие вещества поглощаются из межклеточной жидкости клетками тела?

VΙΙ. Какие вещества выделяются из тканевых клеток в межклеточную жидкость?

VІІІ. Что содержится в составе плазмы?

ІX. Что останется если из крови удалить клетки?

X. Из чего образуется лимфа?

XІ. Как называется жидкая часть крови?

XІІ. Что образуется в клетках тела в процессе окисления и распада органических веществ?

XІІІ. Какие компоненты внутренней среды образуются в крови?

XІV. Куда поступают гормоны и другие биологические вещества из клеток тела?

Тестовая работа по теме «Кровь»

^ 1. В отличие от других тканей кровь:

А) не имеет клеточного строения

Б) является соединительной тканью

2. Тканевая жидкость образуется из:

^ 3. Все клетки тела окружает:

Б) раствор поваренной соли

4. Из тканевой жидкости образуется:

6. Кровь людей Ι группы можно приливать людям:

А) только с 1 группой крови

Б) только со 2 группой крови

Г) только с 4 группой крови.

^ 7. Людям с 1 группой крови можно переливать кровь :

8. Кровь людей 2 группы нельзя переливать людям, имеющим:

^ 9. Свёртывание крови происходит благодаря:

10. При малокровии крови уменьшается содержание:

  1. ^ Фагоцитоз – это процесс:

А) поглощения и переваривания микробов и чужеродных частиц лейкоцитами

Г) перемещение фагоцитов в тканях

^ 12. Невосприимчивость организма к какой либо инфекции – это :

13. Лечебные сыворотки – это:

А) убитые возбудители болезней

Б) готовые защитные вещества

В) ослабленные возбудители болезни

^ 14. При предупредительных прививках в организм вводится:

А) убитые или ослабленные возбудители болезни

В) лекарства убивающие микроорганизмы

^ 15. Иммунитет, приобретённый в результате предупредительных прививок или лечебных сывороток, называется:

Напишите последовательно этапы свёртывания крови.

Проверочная работа по теме «Кровь»

Из перечня (1 – 10) выберите ответы на вопросы (Ι – XІ)

8. Легочная вена

  1. Капилляры в лёгких

10. Капилляры в тканях.

Ι. Отдел сердца, в котором начинается малый круг кровообращения.

ΙΙ. Артерия, по которой течёт венозная кровь.

ΙΙΙ. Отдел сердца – конец малого круга кровообращения

ΙV. Вена, по которой течёт артериальная кровь.

VІ. Отдел сердца, в котором начинается большой круг кровообращения.

VІІ. Отдел сердца – конец большого круга кровообращения.

VІІІ. Сосуды, в которых артериальная кровь становится венозной.

ІX. Сосуды, в которых венозная кровь становится артериальной.

X. Отделы сердца, в которых происходит расслабление при выталкивании крови из сердца.

XІ. Отделы сердца, в которых происходит сокращение при выталкивании крови из сердца.

^ Тестовая работа по теме «Обмен веществ и энергии. Выделение»

1. обмен веществ — это процесс:

Б – удаление из организма непереваренных остатков

В – удаление жидких продуктов распада

Г – потребления, превращения, использования, накопления и потери веществ и энергии.

А – удаляют из организма лишний сахар

Б – выводят из организма непереваренные вещества

В – удаляют жидкие продукты распада

Г – превращают глюкозу в гликоген

Б – из глицерина и жирных кислот

А – распад веществ клетки с освобождением энергии

Б – образование в клетке веществ с накоплением энергии

источник

Отделы головного мозга Функции